ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Значение слова камергер. Международная военно-историческая ассоциация Что камергер носил

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Камерге́р (средневековой латыни: Cambellanus или Cambrerius , французский: Chambellan , английский: Chamberlain ; нем. Kammerherr - дворянин комнаты ) - придворный чин и придворное звание высокого ранга.

Имеет принципиальное отличие от хозяйственника - ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством - камерарий (лат. camerarius ). Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 года . Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко - чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 году папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат , затем епископ , а впоследствии - кардинал .

В первой редакции учреждённой в 1722 году Петром I Табели о рангах придворный чин камергера состоял в 6-м классе, а в 1737 году был перемещён в 4-й класс. В первой половине XVIII века обязанности камергера не были регламентированы, они в основном сводились к присутствию при императорском дворе и выполнению отдельных поручений монарха и обер-камергера .

Многочисленные попытки строго регламентировать присвоение и сохранение звания камергера, даже в виде высочайших указов и повелений, не принесли желаемого результата, поскольку противоречили честолюбивым интересам дворянства и практике использования личных связей в деятельности Министерства императорского двора .

В разное время был издан ряд высочайших указов, регламентирующих внешний вид камергера. Так, указом от 30 марта (11 апреля ) года лицам, имеющим придворные звания, было запрещено носить усы и бороду. Запрет мотивировался тем, «что многие из состоящих в званиях камергеров и камер-юнкеров позволяют себе носить усы, кои присвоены только военным, и бороды в виде жидовских» .

Камергерский ключ

Отрывок, характеризующий Камергер

– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.

Ключ - атрибут высокого придворного чина, наименование которого происходит от немецкого Kammerherr. Это символ того, что камергер вправе в любое время входить в личные апартаменты монарха. В Санкт-Петербурге, когда он был столицей Российской империи, камергеры носили символические ключи во время церемоний при дворе. Ни к одному замку в императорских резиденциях камергерские ключи, разумеется, не подходили. Хотя история камергерской должности начиналась всё-таки с настоящих ключей. Но вовсе не от покоев, а от кладовых. При испанском дворе в XVI веке существовала должность camarero, или camarlengo, её обладатель ведал личной казной короля, ключ от которой постоянно носил с собой. В России в 1646 году впервые упоминается «стряпчий с ключом», служивший помощником постельничего. При европейских дворах «камериры», или «камерариусы», превратились в «камергеров», то есть из хранителей казны стали «комнатными дворянами». В наследство от прежних времен камергеры сохранили ключи, ставшие уже символическими. Зато, утратив функциональность, камергерские ключи много приобрели в красоте. Они стали целиком позолоченными, а головки украсились гербами и вензелями монархов. В России чин камергера впервые был пожалован в 1711 году, когда Пётр Первый после официального брака с Екатериной Алексеевной - Мартой Скавронской - принялся за реформирование придворного штата в соответствии с новым имиджем России как европейской державы. Камергеры сменили у российского трона старозаветных стряпчих с ключами, комнатных стольников и спальников. Окончательную официальную «прописку» чину камергера дал знаменитый петровский документ - «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», - опубликованный 24 января 1722 года. Первоначально чин соответствовал занимаемой должности, а число его обладателей по первому штату императорского двора 1727 года не превышало восьми человек. Камергеры состояли при особе императрицы и были лицами преимущественно гражданскими - для императора предусматривалась свита из военных чинов. Впрочем, в XVIII веке случалось, что в камергеры жаловались и военные. Необременительная камергерская служба состояла в дежурствах по очереди при высочайшей особе. В 1731 году появилась должность обер-камергера, ведавшего всеми придворными кавалерами - камергерами и камер-юнкерами. Помимо этого, обер-камергер играл существенную роль в ряде придворных церемоний, таких как высочайшие аудиенции и приёмы, во время которых он представлял императрице лиц, удостоенных этой чести. Как и коллеги из Западной Европы, российские камергеры в качестве должностного знака носили ключ.

Оригинальные ключи и их изображения на портретах российских вельмож известны со времён императрицы Анны Иоанновны. Уже в XVIII веке головка камергерского ключа выполнялась в виде двуглавого орла с поднятыми крыльями, на груди которого помещался императорский вензель. Рисунок орла, императорские вензеля, форма бородки и другие детали оформления время от времени менялись, но основной принцип украшения русских камергерских ключей оставался неизменным. Обер-камергерский ключ отличался тем, что на нём фигура орла и короны над его головами украшались бриллиантами. Первый известный официальный рисунок образца для камергерского ключа датирован 1834 годом. Камергеры носили свои ключи на банте из голубой ленты ордена Святого Андрея Первозванного позади левого карманного клапана кафтана или мундира, а обер-камергеры - на золотом шнуре с кистями у правого карманного клапана. Император Павел Первый впервые ввёл для придворных кавалеров особые мундиры темно-зелёного сукна с красным воротником и обшлагами. Парадные мундиры украшались роскошным золотым шитьём, образец которого Павел Петрович взял со старинного кафтана, некогда принадлежавшего Э. Бирону. Вицмундиры для повседневного ношения отличались простыми шитыми петлицами, рисунок и расположение которых были позаимствованы с так называемых виндзорских мундиров британского двора. С некоторыми изменениями в покрое придворные мундиры просуществовали примерно в том же виде до краха Российской империи в феврале 1917 года. С золотым шитьём и петлицами роскошный дизайн камергерских ключей сочетался как нельзя лучше.






Камергерский ключ периода правления Николая II. Бронза, частично сохранилось золочение. Орел ремонтировался, отсутствует заколка; вместо нее припаяно ушко. Отсутствует также Императорская корона.
Редкий.

Старинные камергерские ключи – это уникальные предметы антиквариата, являвшиеся важным атрибутом придворного чина. Их название происходит от немецкого слова "Kammerherr". Такой ключ означал, что камергер был вправе входить во все личные апартаменты своего монарха. Во времена, когда Санкт-Петербург был столицей Российской империи, камергеры получали в свое распоряжение во время специальной церемонии при дворе специальные символические ключи. Разумеется, ни к одной двери в императорской резиденции камергерские ключи не подходили.
Хотя, изначально история камергерской должности все-таки начиналась с настоящих камергерских ключей, предназначенных не для открытия покоев, а для дверей кладовых. В шестнадцатом веке при испанских дворах существовала должность camarero, обладатель которой ведал казной короля и носил ключ от нее. При дворах европейских императоров и царей служили «камериры» или «камерариусы», позже переименованные в «камергеров» и ставшие «комнатными дворянами». В это время камергерам в наследство от прежних времен передавались ключи, уже ставшие символическими.
Утратив свою функциональность, камергерские ключи стали более изящными и отличались особой красотой. Старинные ключи начали изготавливать с использованием позолоты, а их головки украшались вензелями и гербами монархов. Чин камергера в России появился в 1711 году после официального брака Петра Первого с Мартой Скавронской, практически сразу принявшейся за реформирование существовавшего придворного штата согласно с европейскими стандартами. Так, камергеры начали заменять обычных стряпчих с ключами, комнатных спальников и стольников. Так как мундиров у служащих двора в те времена еще не существовало, главным символом должности был именно камергерский ключ.
В 1762 году на престоле появилась Екатерина II, сразу начавшая проводить перепланировку хозяйства. Она определила список обязанностей камергеров и даровала им чин условного генерал-майора, обязанного стоять у трона и носить за императрицей шлейф. Камергеры получили не только генеральский мундир, но и золотой ключ, служивший знаком исправления названия должности.
Ключи у камергеров могли быть разными. Служащие, сумевшие добиться звания обер-камергеров, получали от императрицы золотые ключи, инкрустированные бриллиантами. Носились они на специальной золотой цепочке, имевшей две массивные кисти. Как при правлении Катерины, так и при Александре I камергерские ключи изготавливались мастерами из золота, а их стоимость в 1805 году составляла пятьсот рублей.
Историки и антиквары выяснили, что до 1833 года не существовало единого образца камергерского ключа. При Александре I такие ключи чаще всего изготавливались произвольно или исходя из традиций. Это вызывало у служащих недовольство, поэтому было решено провести работу над изготовлением единого образца камергерского ключа, в итоге утвержденного в октябре 1833 года.
С того времени и до начала 1917 года старинный камергерский ключ отличался лишь формой государственного герба и абрисом золотого орла, служившего ручкой ключа. Так же изменялись инициалы правящего императора. Согласно статуту 18-го – начала 19-го века, антикварные камергерские ключи изготавливались исключительно из золота. Со временем должность камергера потеряла свою важность, а вместе с ней перестали изготавливаться и камергерские ключи.
По материалам сайта transantique.ru

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова камергер

камергер в словаре кроссвордиста

камергер

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

камергер

камергера, м. (нем. Kammerherr) (офиц. дореволюц. и загр.). Придворное почетное звание в нек-рых монархических государствах (выше камер-юнкера).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

камергер

А, м. В нек-рых монархических государствах: придворный чин старшего ранга, а также лицо, имеющее этот чин.

прил. камергерский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

камергер

    Придворное звание старшего ранга (выше камер-юнкера) (в Российском государстве до 1917 г. и некоторых других монархических государствах).

    Лицо, имевшее такое звание.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

камергер

КАМЕРГЕР (нем. Kammerherr) придворное звание старшего ранга (выше камер-юнкера), первоначально 6-го класса, в Российской империи (с 18 в.) и некоторых других монархических государствах. Отличительный знак - ключ на голубой ленте.

Камергер

(нем. Kammerherr), придворное звание в западноевропейских монархических государствах. Впервые было введено в средневековой Испании; в 16 в. установлено Карлом V в Германии, в 18 в. ≈ Екатериной II в России. Первоначально К. был должностным лицом при дворе, ведавшим какой-либо определённой отраслью дворцового управления. С этими функциями связана принятая во многих странах регалия К. ≈ золотой ключ на голубой ленте. В России указом Александра I от 3 апреля 1809 придворный штат К. был сокращён, и в дальнейшем это звание приобрело характер почётного. С 1836 к званию К. представлялись в России только дворяне, состоявшие на государственной службе и имевшие чин не ниже действительного статского советника.

Википедия

Камергер

Камерге́р (средневековой латыни: Cambellanus или Cambrerius , французский: Chambellan , английский: Chamberlain ; - дворянин комнаты ) - придворный чин и придворное звание высокого ранга.

Имеет принципиальное отличие от хозяйственника - ключника. Так, при римских папах есть заведующий хозяйством - камерарий. Эта должность Римской курии. В документах термин Domini Papae camerarius встречается с 1159 года. Ранее и теперь имеет право входа в покои Папы, для чего имеет свой ключ. Нередко секретарь и доверенное лицо. Нередко - чиновник, возглавлявший финансовую службу - Апостольскую палату (camera). В ведении камергера находились также материальные ценности Апостольского Престола. В 1274 году папа Григорий X постановил, что камергер продолжает исполнять свои функции и во время вакансии Апостольского Престола, что обеспечивало сохранность материальных ценностей в период от кончины Папы до избрания его преемника. Должность Камерария с течением времени приобрела большое значение: вначале на неё назначался прелат , затем епископ , а впоследствии - кардинал .

Аналогично назывались в средневековой Европе: председатель государственной казны или заведующий доходами города; в Великом княжестве Литовском, Русском и иных и Польском королевстве - должностное лицо из дворян, присутствовавшее в заседаниях земского суда; коморник в войске, имевший значение военного полицмейстера; должностное лицо при дворе, заведовавшее сокровищами. В Московском государстве близкими хозяйственными должностями были конюшие, стременные, сокольничьи.

Примеры употребления слова камергер в литературе.

Дело в том, что камергер , как оказалось, совершил отчаянную промашку и, погнавшись на улицах Берлина за старухой ветошницей, которой он прочил роль цыганки, изловил ту самую таинственную ворожею из Ютербока.

В таких случаях Эдану приходилось вмешиваться и разнимать ребят, в то время как Микаэл с нескрываемым удовольствием наблюдал за происходящим, радуясь каждому удару, который получал его будущий камергер , пока растаскивал в стороны двух жаждущих крови восьмилеток, вооруженных деревянными мечами.

Это были директор Международного коммерческого банка камергер Вышнеградский, петроградский первой гильдии купец, банкир и владелец контрольного пакета акций того же банка Манус, председатель правления крупнейшего частного банка России - Петербургского учетного и ссудного - Яков Утин, он же председатель синдиката всех частных банков.

Господина камергера Вышнеградского, председателя правления Петербургского международного банка и владельца тульских меднопрокатных и патронных заводов, можно было бы призвать сократить кредиты, а еще лучше - насовсем остановить производство в Туле.

В тот год, когда Мария Гартунг появилась на свет, князь Вяземский получил звание камергера .

Но в тот же самый день, 18 апреля, когда русский посланник граф Кассини убеждал китайских министров, камергер русского императора князь Ухтомский, тот, что был в свите цесаревича Николая, ныне русского императора, в его поездка на Дальний Восток и в том числе и в Японию, доставил экстренным поездом из Одессы в Санкт-Петербург первого канцлера китайской империи Ли Хунчжана, чрезвычайного посла богдыхана на коронации царя.

Камергер невдолге переехал к ней в номер, и одно странным показалось Миропе Дмитриевне, что никаких с собой вещиц модных для украшения он не привез, так что она не утерпела даже и спросила его: - А у вас на этом подзеркальнике ни часов, ни ваз никаких не будет поставлено?

Надо еще помянуть, непременно надо: Бывшего французского короля Десвитского, Бывшего варшавского коменданта Левицкого И полковника Хвитского, Американца Монрое, Виконта Дарленкура и его Ипсибое И всех спасшихся от потопа при Ное, Музыкального Бетговена, И таможенного Овена, Александра Михайловича Гедеонова, Всех членов старшего и младшего дома Бурбонова, И супруга Берийского неизвестного, оного, Камер-юнкера Загряжского, Уездного заседателя города Ряжского, И отцов наших, державшихся вина фряжского, Славного лирика Ломоносова, Московского статистика Андросова И Петра Андреевича, князя Вяземского курносого, Оленина Стереотипа И Вигеля, Филиппова сына Филиппа, Бывшего камергера Приклонского, Господина Шафонского, Карманный грош князя Григория Волконского И уж Александра Македонского, Этого не обойдешь, не объедешь, надо Помянуть.

Корпуса отпущены были, пошли к камергеру Приклонскому, по знакомству их с сыном его пажем Приклонским, и вынули у него из бюро черепаховую в золотой оправе табакерку и 500 рублей ассигнациями.

Но еще до того, как дело было представлено императору, тетушка Ханыкова, по праву родственницы, бросилась в ноги камергеру Приклонскому, обливая их слезами.

Трое гостей - камергер Микотайт, шорник Рогаль и трактирщик Виткун - сидели в гостиной как в тот раз, в мае 33-го года, когда они без всяких осложнений осуществили в Йокенен переход к новой власти.

Война сделала его ближайшим соратником Румянцева, который без жалости посылал камергера в самые гиблые места, заведомо веря, что Потемкин извернется, а викторию добудет.

Учитель танцев и фехтмейстер посещают своих старых учеников, заслуженных офицеров, достигших высоких чинов, камергеров , гафмаршалов и так далее, ибо они подвизались в самом аристократическом кругу, и собирают последние новости в качестве материала для своих бесед, а этот материал неиссякаем.

Камергер двора его величества, префект Шаранты, государственный советник.

Трясущегося монарха, который едва переставлял ноги, поддерживали с обеих сторон, а вернее, тащили под руки придворный камергер Майк Шифф и парламентский пристав Терри Коулман.

Будни и праздники императорского двора Выскочков Леонид Владимирович

Камергеры: «комнатные господа»

Чин камергера появился в России еще при Петре I. Особым знаком камергеров был «всемилостивейше жалуемый им ключ». Золотой декоративный ключ символизировал право камергера входить в императорские покои. Он был введен при Екатерине II в 1762 г. В XVIII в. золотой ключ с бантом голубого цвета прикреплялся на кафтане сзади и слева. Свои правила существовали при ношении ключа на фраке. Касьян Касьянов писал о Всеволоде Андреевиче Всеволожском (1769–1836): «Он был сначала камер-юнкером, а вскоре получил и камергерский ключ, какой (весь золотой), замечу мимоходом, в те времена носился пришпиленным к огромной розетке из голубой Андреевской ленты к одной из пуговиц фрака или мундира на талии, над левым карманным клапаном» .

Официально образец камергерского ключа был утвержден только в 1834 г. Камергеры носили ключ на голубой ленте у левого карманного клапана мундира, а обер-камергеры – у правого карманного клапана, на золотых кистях. Обер-камергерам полагался ключ, «осыпанный бриллиантами». Камергерский ключ можно было носить и «при мундире другого гражданского ведомства». Именно о таком ключе идет речь в грибоедовском «Горе от ума»: «Покойник был почтенный камергер. С ключом и сыну ключ умел доставить» . Изготовление ключа обходилось дорого: до 1801 г. за него из Кабинета выдавалось 500 руб.

По данным последнего придворного месяцеслова Екатерины II 1796 г., при дворе было 26 действительных камергеров и 27 камер-юнкеров. В камергеры обычно жаловали из камер-юнкеров. По указу 1775 г. жалованье выплачивалось только старшим 12 камергерам и 12 камер-юнкерам, налицо в действительной должности находящимся .

Император Павел, вступив на престол, также не замедлил заняться придворным штатом и уже 30 декабря 1796 г. утвердил новый штат. Было установлено, что отныне ведению обер-камергера подлежат 12 камергеров, 12 камер-юнкеров (не назначались) и 48 пажей. Жалованье, выдаваемое камергерам, сохранилось в прежнем объеме по 1500 руб. в год. Всего за время Павла I пожаловано было в камергеры 58 человек, в камер-юнкеры – ни одного. При дворе не состояло ни одного камергера из тех, кто был пожалован покойной императрицей. Павел I требовал от придворных чинов настоящей службы. Он создал строгие правила, не разрешая отлучаться ночевать за город без величайшего на то разрешения (20 мая 1800 г.), и в то же время ограничивал их появление в загородных резиденциях даже на дежурствах без особого на то высочайшего повеления. Кроме того, 18 июня 1799 г. повелел даже сделать вычеты у камергеров из жалованья за время их болезни. Обыкновенно дежурили два камергера и в редких случаях – четыре. В июне 1800 г. была предусмотрена возможность получения действительными камергерами (IV класс) чина тайного советника (III класс); в этом случае придворный титул действительного камергера сохранялся как звание, но его обладатели освобождались от дежурств .

По штату Александра I, утвержденному 18 декабря 1801 г., значилось 12 камергеров с жалованьем 1500 руб. в год, и 12 камер-юнкеров без жалованья. Он вернул на службу камергеров, уволенных при Павле I. После представления обер-камергера графа Шереметева, последовало распоряжение возвращенным на службу камергерам выплачивать жалованье при появлении вакансии. Екатерине Павловне и Марии Павловне было определено по два камергера.

Многие камергеры двора Александра I сохранили свое положение и при дворе Николая I. Комплект придворных кавалеров в царствование Николая I был определен высочайшим повелением 3 апреля 1826 г.: камергеров 12 человек и камер-юнкеров – 36 человек по старшинству пожалования в это звание. Ключи камергерские или деньги за них в размере 100 червонных определено было выдавать только 12 комплектным камергерам . При Николае I было установлено также обязательное дежурство придворных кавалеров. Например, на балах обыкновенно назначались к императрице по два камергера и два камер-юнкера, а к великим княжнам – по одному камергеру и одному камер-юнкеру. На спектакли в Эрмитажном театре присылались от двора 6 билетов, и отправлялись на дежурство 3 камергера и 3 камер-юнкера .

Звание камергера имели некоторые лица, состоявшие при малых дворах великих князей и великих княгинь. Список камергеров по-прежнему пополнялся из лиц, принадлежавших к родовитому дворянству, но прошли те времена, когда хлопоты родственников и протекция могли доставить это звание без действительной службы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Домострой автора Сильвестр

4. Как всею душою господа возлюбить и близкого своего, страх божий иметь и помнить о смертном часе Так возлюби же Господа Бога твоего всею душою своей и со всею твердостью духа своего, и стремись делами своими всеми, привычками, нравом угодить Богу. При том возлюби всех

Из книги Литературы лукавое лицо, или Образы обольщающего обмана автора Миронов Александр

«Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина – горькая ирония над стремлением человека к праведности… …с правдой родился, с правдой жил, с правдой и умру! М. Е. Салтыков-Щедрин. Господа Головлевы 1880 год ознаменован в числе прочего выходом в свет настоящего романа М. Е.

Из книги Русские плюс... автора Аннинский Лев Александрович

Из книги Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй автора Стрелкова Людмила Петровна

МНЕ СТЫДНО, ГОСПОДА! …Натали появилась вечером, как всегда. А перед её появлением Миша и Даша яростно спорили. Их спор был такой горячий, что они забыли, с чего начали. Только и было слышно: «Как тебе не стыдно!», «Не знаешь, так молчи!». А началось всё с того, что Миша заявил,

Из книги Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века автора Охлябинин Сергей Дмитриевич

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Комнатные суммы российских императоров в XVIII в. Вплоть до Петра Великого личные средства московских царей были настолько интегрированы в роспись государственных расходов, что грань между личными средствами царей и государственными оказывалась весьма размытой. Петр I

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович