ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Александрийский дворец в нескучном саду часы работы. Александровский дворец: последний дворец последнего императора

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Александрийский дворец в Нескучном саду

Нескучный сад. Старейший парк, расположенный на правом берегу реки Москвы.

На этой территории находится усадьба, которая получила название Александрийский дворец. Но сначала дворец носил имя Демидовский.

Прокофий Акинфиевич Демидов был представителем второго поколения семьи владельцев горных заводов на Урале и Алтае, был известен в Москве своими чудачествами и щедрой благотворительной деятельностью. На его средства Иван Иванович Бецкой открыл при Воспитательном доме на Москворецкой набережной первое в Москве Коммерческое воспитательное училище, известное также как Демидовское купеческое училище.

Прославился Прокофий Акинфиевич как создатель уникального ботанического сада, который разместил на террасах своей усадьбы в Нескучном саду. По задумке Прокофия Демидова, крутой берег Москвы-реки стал строительной площадкой, где семьсот рабочих за два года превратили холм в амфитеатр, удобный для устройства дивного сада, оранжерей и теплиц. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ.

На почве всепоглощающего увлечения садоводством Демидов сошёлся с известным ботаником академиком Палласом. По заказу хозяина тот составил научное описание и план сада. В саду было представлено четыре тысячи видов растений, среди которых основную часть составляли экзотические. В саду Демидова ежегодно составлялись «травники» (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались «охотники и любители ботаники».

Александрийский дворец в Нескучном саду

Последовательно владевшие этой же усадьбой графы Фёдор и Алексей Орловы получили богатство, титулы и ордена за помощь императрице Екатерине II во время государственного переворота в июне 1762 года. Большое значение в их судьбе имело положение при дворе третьего брата, Григория, бывшего до 1775 года фаворитом императрицы. После его отставки оба брата отошли от государственных дел и поселились в Москве.

Фёдор Григорьевич Орлов – генерал-аншеф, обер-прокурор правительствующего Сената, объединил несколько разрозненных участков на берегу Москвы-реки в одну большую усадьбу и оставил в наследство своей племяннице Анне. Опекуном наследства до поры был отец Анны – Алексей Григорьевич Орлов.

Алексей Григорьевич был видным государственным и военным деятелем второй половины XVIII века, самым даровитым и энергичным из братьев Орловых. Во время Русско-турецкой войны он руководил заграничным корпусом русских войск, действовавших на Балканах, и командовал средиземноморской эскадрой. За разгром турецкого флота в битве при Чесме в 1770 году был удостоен приставки к фамилии – Чесменский. Позже он похитил из Италии «княжну Тараканову», объявившую себя дочерью Елизаветы Петровны. Он доставил «княжну» на военном корабле в Петропавловскую крепость.

Выйдя в отставку, прославил свое имя как создатель русской породы лошадей – орловских рысаков.

Недалеко от Нескучного, на Донском поле, он устроил ипподром, куда вся Москва стекалась смотреть катание на рысаках и скачки, зимой то же происходило на льду Москвы-реки.

В манеже Нескучного сада постоянно устраивались скачки для аристократической молодежи. При Алексее Григорьевиче в саду было построено несколько деревянных беседок и два каменных павильона. Впервые в Нескучном по указу графа как украшение для садовых построек стала использоваться береста – березовая кора.

Граф не только не отказывал в гулянье в своём саду всем посетителям, но ещё радушно исполнял долг гостеприимства. Он снискал славу хлебосольного барина: по воскресеньям у него обедало от 150 до 300 человек. Он первым оценил цыганское пение и устроил хор. Организовывал кулачные бои и лично участвовал в них. Поэтому именно с Орловым и с Нескучным садом порой связывают рождение выражения «поехать в Москву разгонять тоску».

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская в молодости с удовольствием участвовала в затеях отца. Она прекрасно управляла лошадью, скакала в манеже, срубая головы картонным рыцарям и выдергивая из стены кольца. После смерти отца стала очень религиозной. Занялась благотворительностью и строительством храмов. Только в Воронежской губернии с 1813 по 1846 год на её средства было выстроено полтора десятка храмов и духовная семинария. Основные средства от продажи своих имений она вложила в Юрьевский монастырь под Новгородом, рядом с которым жила до конца своих дней.

Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и продала усадьбу императору.

Императрица Александра Фёдоровна, жена Николая I, получила пригородную усадьбу Нескучное в подарок к 25–летию свадьбы.

При императоре Николае I Павловиче дворец и получил имя Александрийский, в честь императрицы, и был перестроен. Дворец приобрёл строгий и официальный вид: классический трёхэтажный особняк с арочными окнами первого этажа.

Перестройка осуществлялась по проектам архитекторов Евграфа Дмитриевича Тюрина и Ивана Львовича Мироновского. Оба зодчих были сторонниками классической школы и преподавали в архитектурной школе. В Нескучном Евграф Дмитриевич придал пышный художественный декор залу манежа, где когда-то Орлов устраивал скачки. В этом помещении в 30–е годы уже ХХ века разместился один из старейших в Европе Минералогический музей, перевезённый из города на Неве.

Александрийский дворец стал центром царской резиденции, к нему со стороны ворот вела парадная аллея. Парадный двор оформляли Фрейлинский и Кавалерский корпуса, рядом появилась небольшая гауптвахта. С того времени Александрийский дворец оставался императорской резиденцией.

Среди членов царской фамилии наиболее продолжительное время в усадьбе жил великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной. С 1891 по 1904 год он был московским генерал-губернатором. Его деятельность по организации хозяйства Москвы и искоренению недостатков была плодотворной, но непривычно суровой для москвичей. Князь погиб от взрыва бомбы, брошенной в его карету эсером-террористом. Его супруга Елизавета Фёдоровна, сестра императрицы Александры Фёдоровны, после гибели мужа стала основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители, была расстреляна в 1918 году в Алапаевске.

В годы советской власти дворец был национализирован. Уникальный памятник истории превратили в музей, где была собрана богатейшая коллекция изысканной мебели. Затем на смену музейным работниками пришли учёные, так как с 1936 года в Александрийском дворце обосновалась перевезённая из Ленинграда Академия наук СССР, ныне Российская академия наук.

Тогда же в ансамбль удачно вписался чугунный фонтан. Ранее фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который питьевая вода подавалась из Мытищинского водопровода.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима автора

Александрийский патриарх Александрийский патриарх именовался в средние века и до сих пор именуется титулом «папа» (,тои 3, с.237). Поэтому выражение папа Ветхого Рима, часто встречающееся в средневековых текстах, могло означать не римского епископа в Италии, а

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича) Местоположение этого дворца члена императорской семьи может показаться странным. И наверняка таковым казалось с момента его строительства в 80-х годах XIX века. Традиционно морской район Петербурга, рядом

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Александрийский маяк Фаросский (Александрийский) маяк – одно из семи чудес света – располагался на восточном берегу острова Фарос в черте Александрии и был первым и единственным в то время маяком столь гигантских размеров. Строителем этого сооружения был Сострат

автора Шафф Филип

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги Калиф Иван автора Носовский Глеб Владимирович

7. Александрийский маяк на Фаросе Седьмое чудо света - это маяк-крепость на острове Фарос, недалеко от Александрии. Считается, что он был построен при египетских царях Птолемеях, правивших в Александрии после Александра Македонского. Маяк был мощной крепостью,

Из книги Археология по следам легенд и мифов автора Малиничев Герман Дмитриевич

НЕ ДВОРЕЦ, А КОЛУМБАРИЙ - ВОТ ЧТО ТАКОЕ КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА КРИТЕ Знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман, безоговорочно доверившись текстам Гомера, не просто открыл Трою и свидетельства ее осады. Он стал родоначальником новой и славной отрасли истории - поиска

автора

Александрийский собор 362 г. Весной 362 г. Афанасий вернулся в Александрию, a в августе уже собрал собор 22 епископов-«никейцев». Среди них были и пришедшие от василиан, предвосхищая этим назревшее воссоединение со староникейством и с самим Афанасием. Ради этой задачи первым

Из книги Вселенские Соборы автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Реликвии правителей мира автора Николаев Николай Николаевич

Александрийский кодекс Александрийский кодекс - одна из древнейших унциальных рукописей Библии на греческом языке, датируемая V в. Наряду с другими древнейшими рукописями Александрийский кодекс используется текстологами для конструктивной или сводной критики в

Из книги Тайны Петербурга автора Мацух Леонид

Глава 3. Строгановский дворец и дворец Безбородко Блеснул, блеснул троякий свет, Прогнал лучами мрачность ночи. К святилищу преграды нет, Питайтесь истиною, очи! При свете тройственных лучей Познайте чин природы всей. Ф.П. Ключарев Сумрачным февральским днем 1782 года граф

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Александрийский маяк Почти в то же время, что и статуя Гелиоса, в 283 году до нашей эры, в египетской столице Александрии, а точнее, на острове Фарос, соединенном с городом дамбой, находилось еще одно чудо света - самый первый маяк в мире, высотой более 120 метров. Он был

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Александрийский патриархат. Собственно повод для составления VI-го Константинопольского Вселенского Собора подал архиепископ Александрийский, права которого нарушал Милетий Ликопольский. В начале изучаемого периода Александрийская кафедра достигла апогея своего

Из книги Рассказы о Москве и москвичах во все времена автора Репин Леонид Борисович

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Александрийский маяк Александрийский маяк – еще одно из семи чудес света Древнего мира – начал свою историю в 283 г. до н. э. Он был построен специально для того, чтобы освещать дорогу кораблям, приплывающим в город Александрию, основанный Александром Македонским в

Относительно неподалёку от нового здания Президиума РАН, находится и старое здание Президиума Российской академии наук. Официальный адрес постройки, находящейся в Нескучном саду - Ленинский просп., дом 14. Учёные мужи занимают здание Александрийского дворца (также известного как Нескучный дворец) в Нескучном саду.

Прокопий Акинфиевич Демидов - старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.
Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 гору был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась “челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой” от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева".

Демидовский Нескучный дворец, расположенный на берегу реки Москвы, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. Дворец имел завидную судьбу. При жизни владельца он был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Тут бывали живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые… После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). После революции уникальный памятник истории превратили в музей. Люди приходили сюда, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями изысканной мебели. Говорят, Ильф и Петров сочинили свой прославленный роман о злополучных стульях не без подсказки, услышанной в этих стенах.
Решетка ограды изготовлена в 50-е годы 18 века на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.
В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Демидов, увлекаясь коллекционированием экзотических растений, еще в 1740-х гг. попросил у брата Григория отводок и семян из его соликамского сада. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву наиболее интересные растения из уральской коллекции. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места - Нескучный сад.

Царское село - один из самых красивых пригородов . Сюда стремится попасть каждый турист, каждый путешественник, кто приехал в Северную столицу знакомиться с ее достопримечательностями. Все знают великолепный и его знаменитую Янтарную комнату, а также Екатерининский парк, но не все в курсе, что в музей-заповедник "Царское село" помимо вышеупомянутых объектов входят также Александровский дворец и Александровский парк.

Александровский дворец младше своего более известного соседа почти на 70 лет. Но это не основное его отличие. Если Екатерининский дворец - это место для пышных приемов и торжественных мероприятий, то Александровский дворец - дворец для жизни , семейное гнездо семьи Романовых.

Дворец построен в 1792-1796 гг. Екатериной II для ее любимого внука Александра Павловича (будущего императора Александра I).
С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец.
Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна.
Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. И в этом дворце прошли последние 12 лет жизни и царствования императора Николая II и всей его семьи. И именно отсюда царскую семью увезли в ссылку, из которой они уже никогда не вернулись...


Мы приехали в Царское село 5 января 2013 г. И первый дворец, который посетили, был именно Александровский дворец. Скупые зимние пейзажи позволили рассмотреть его в полной красе. Ничто не мешало обзору - дворец был хорошо виден даже издалека.


Вдалеке виден павильон в готическом стиле - Белая башня. Он открылся 3 месяца назад - в октябре 2012 г. после реконструкции. Здесь расположился интерактивный детский центр, где дети в игровой форме погружаются в историю, превращаясь в рыцарей и принцесс. Кстати, изначально этот павильон был построен для детей Николая I для их игр, развлечений, а также занятий творчеством и физическим развитием.
Входной билет в Белую башню для взрослого стоит 120 руб., детский билет - 50 руб. по будням и 150 руб. по выходным дням, в стоимость детского билета по выходным включено посещение мастер-класса).


Александровский парк занимает площадь 200 га. и делится на Новый сад (регулярная часть парка) и Пейзажный парк. На территории 3 пруда. На фото - Нижний пруд, запорошенный снегом. К сожалению, погода не дала нам возможности в удовольствие погулять по парку. Это лучше делать все-таки летом. Но в одном Александровскому парку не откажешь - он красив и грандиозен не зависимо от времени года.


Александровский дворец - творение великого Кваренги. Самые известные постройки архитектора в Петербурге Академия наук, Смольный, Эрмитажный театр, Государственный банк. В Царском Селе - здание Лицея. Но именно Александровский дворец по праву считается шедевром, образцом постройки классического стиля. Дворец начисто лишен помпезности и пышности, он прекрасен своей строгостью и лаконичностью.






Дворец украшен великолепной колоннадой.




В боковых флигелях дворца размещались жилые помещения, а в центральной части - залы парадной анфилады.


Статуи установили перед колоннадой в 1838 г. Название статуй: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С. Пименова и «Игра в свайку» работы А.В. Логановского.


Через колоннаду мы входим во дворец.





Для того, чтоб лучше представить расположение комнат в Александровском дворце, размещаю план-схему дворца. Пронумерованы те залы, которые отреставрированы. К сожалению, это меньше половины. План с сайта http://tzar.ru.



Большая парадная анфилада, состоящая из трех залов, была открыта после реконструкции в июне 2010 г. - в дни празднования 300-летия Царского Села. Первый зал парадной анфилады - Мраморная гостиная. Именно с нее и начинается наша экскурсия по дворцу.
К сожалению, фотографии получились достаточно темные.



Зал анфилады соединяют арочные проемы. Полукруглый зал.




Портретный зал. Фото с сайта http://tsarselo.ru. Здесь находятся большие портреты Екатерины II, работы Рослена и Рокотова, Александра I, работы Дау, Николая I и его сыновей: Николая, Александра, Михаила и Константина, все работы художника Крюгера. Мебель XVIII века- в стиле Людовика XVI.

После портретного зала идут три зала, которые в данный момент находятся на реконструкции.





Бывшая Кленовая гостиная императрицы Александры Федоровны.




Бывшая Палисандровая гостиная.


Бывший Сиреневый кабинет императрицы Александры Федоровны.




Бывшая спальня.






Это прекрасное здание мелькает в глубине двора, когда едешь по Ленинскому проспекту. Роскошные ворота с надписью "Российская Академия Наук" перегораживают доступ, и я включила ддворец в список , но знатоки подсказали: в будни к дворцу можно спокойно подойти.
У дворца длинная и интересная история.
В середине XVIII века земли в районе Калужского тракта приобрели Демидовы, и в 1756 году был возведен дворец. В 1804 году он был перестроен новыми владельцами - Орловыми, а в 1832 году усадьбу (которая охватывала земли нынешнего Парка Горького и Нескучного сада) приобрело дворцовое ведомство для императорской семьи. Николай I подарил дворец своей супруге Александре Федоровне и назвал его Александринским. Дворец был обновлён, от Калужской улицы ко дворцу проложен парадный подъезд. Въезд в парк оформлен пилонами с аллегорическими скульптурами; по одним данным, они символизируют изобилие, по другим - времена года и выполнены Иваном (Джованни) Витали.

В середине XIX века парк был общедоступным во время отсутствия царской семьи в Москве. Однако в В 1890-е годы в Александринском дворце поселился московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, дядя Николая Второго; он закрыл доступ в парк.
А после революции во дворце был создан музей мебельного мастерства, красочно описанный Ильфом и Петровым (здесь искали стулья герои бессмертного романа):

Это были комнаты, обставленные павловским ампиром, красным деревом и карельской березой — мебелью строгой, чудесной и воинственной. Два квадратных шкафа, стеклянные дверцы которых были крест-накрест пересечены копьями, стояли против письменного стола. Стол был безбрежен. Сесть за него было все равно что сесть за Театральную площадь, причем Большой театр с колоннадой и четверкой бронзовых коняг, волокущих Апполона на премьеру «Красного мака», показался бы на столе чернильным прибором...По левую руку от самого пола шли низенькие полукруглые окна. Сквозь них, под ногами, Лиза увидела огромный белый двухсветный зал с колоннами. В зале тоже стояла мебель и блуждали посетители.

А в 1934 году во дворец переехал Президиум Академии наук, который занимает его и по сей день (не считая построенного неподалеку 22-этажного небоскреба).
И тогда же во двор с Лубянской площади (с того места, где долгие годы стоял "Железный Феликс") был перенесен Никольский фонтан Ивана Витали: четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Витали работал над фонтаном в 1829-1835 годах, поэтому он по праву может разделить славу самого старого фонтана Москвы с .
Где-то я читала, что фонтан не работает. Неправда, работает, да еще как...

Проходим фонтан, идем к дворцу.

Ах, какие балкончики, какие решетки

Вход во дворец охраняют вот такие собаки; они, как и фонтан, перенесены - с Нижнего Пресненского пруда, ныне не существующего (находился в районе Белого дома)

Здания, сохранившиеся с первой половины XIX века

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.

Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.

Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.

Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -