ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что такое реконкиста? Реконкиста: причины и последствия. Реконкиста и образование централизованных государств на пиренейском полуострове Реконкиста и образование государств на пиренейском полуострове

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста

Арабское завоевание Испании и его последствия

В начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили бо?льшую часть их земель и установили там свою власть. Христианское население было обложено высокими податями, от которых освобождались лишь те, кто принимал ислам. Сначала мусульманская Испания была частью Арабского халифата, но вскоре она превратилась в самостоятельное государство – Кордовский халифат. Его мусульманское население получило название мавров.

Деталь мозаики из мечети в Кордове

Столицей арабской Испании была Кордова – один из крупнейших и красивейших городов средневековой Европы. Здесь жило до полумиллиона жителей, возвышалось множество дворцов и мечетей. Всего же на территории Пиренейского полуострова имелось около четырехсот городов. На весь мир славились изготовленные в них стеклянная посуда, изделия из драгоценных металлов, стали, кожи, шелковые и шерстяные ткани. Кордовский халифат вел оживленную торговлю не только со странами мусульманского мира, но и с Францией, Италией, Византией. Арабы научили жителей Пиренейского полуострова выращивать рис, хлопок, сахарный тростник, апельсины и лимоны. Поля стали давать большие урожаи, так как мавры применяли усовершенствованные бороны и плуги, а также использовали искусственное орошение. На всю Европу были знамениты учебные заведения в Кордове, Севилье, Гранаде. При них существовали библиотеки, где хранились древние рукописи. Именно мавры познакомили европейцев с трудами арабского врача Авиценны, а также с работами античных ученых, имен которых жители средневековой Европы уже не помнили.

Двор Альгамбры – дворца мусульманских правителей в городе Гранаде

В Испании жили самые искусные архитекторы мусульманского мира. Здания, построенные ими, поражают красотой и роскошью. Их отличали обилие арок и куполов, замысловатая настенная резьба и изысканный орнамент. Для облицовки зданий строители часто использовали разноцветную керамическую плитку. Мавританская Испания была одной из самых процветающих стран Европы.

Начало Реконкисты

Арабы не сумели захватить горные районы на севере Пиренейского полуострова, которые стали базой Реконкисты. Так же как и крестовые походы, Реконкиста стала священной войной христиан против мусульман. На Пиренеях были образованы духовно-рыцарские ордена, воины которых участвовали в сражениях с мусульманами. Самым известным из них стал орден Сант-Яго (святого Якова).

Борьбу за освобождение Пиренейского полуострова поддержал римский папа. Помощь христианам Испании оказали рыцари из Франции, Англии, Германии, Италии. Но Реконкисту вели не только феодалы. Значительную часть христианского войска составляли крестьяне, получавшие свободу и участки земли на отвоеванных территориях.

Король Кастилии и его свита. Средневековый рисунок

Началом Реконкисты принято считать 718 год, когда христиане одержали первую победу над арабами в долине Ковадонга. К началу XI века на отвоеванной у мавров территории возникли христианские государства – королевства Наварра, Арагон и Леон. На землях Испанской марки, отбитой у арабов Карлом Великим, располагалось графство Барселона, или Каталония. В середине XI века Кордовский халифат распался на два десятка мелких государств. Воспользовавшись этим, Леон во второй половине X– начале XI века сумел захватить новые земли к югу. В присоединенной области возвышалось множество крепостей, поэтому усилившееся христианское королевство стало называться Кастилией – «страной замков». В конце XI века кастильцы овладели городом Толедо, который стал новой столицей их государства.

Пиренейские государства в IX–XI веках

Какие христианские государства существовали на Пиренейском полуострове к началу XI века? Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове к концу XI века?

Об успехах Кастилии в борьбе с маврами рассказывает средневековая поэма «Песнь о Сиде». В ней говорится о жизни и подвигах рыцаря Родриго Диаса, по прозвищу Сид – «повелитель». Автор поэмы, не скрывая своего восхищения главным героем, красочно описывает сражения с арабами:

Видели б вы, как там копьями колют,

Как щиты на куски разбивают с ходу,

Как с маху рубят прочные брони,

Как значки на копьях алеют от крови.

В первой половине XII века наступил новый этап Реконкисты. Из Кастилии выделилась юго-западная область, ставшая впоследствии самостоятельным государством – королевством Португалия. Его столицей был отвоеванный у арабов Лиссабон. Расширилось и Арагонское королевство, главный город которого – Сарагоса был также отвоеван у мавров. Во второй половине XII века арагонские короли стали хозяевами Каталонии.

В начале XIII века правителям христианских государств Пиренейского полуострова удалось объединить свои силы. 16 июля 1212 года в битве при Лас-Навас-де-Толосе армии четырех королевств наголову разбили войска мавров и их союзников из Северной Африки. Вскоре после этого кастильцы овладели арабскими городами Кордовой и Севильей. Арагонские короли установили свою власть в Валенсии, на Балеарских островах, в Сардинии, Сицилии и Южной Италии.

Завершение Реконкисты

К концу XIII века у арабов осталась лишь область на юге Пиренейского полуострова – Гранадский эмират, которому противостояли четыре христианских государства: Наварра, Португалия, Кастилия и Арагон. Наварра представляла собой небольшую горную страну на северо-востоке Пиренеев. Ее хозяйственное развитие шло медленно, и она не сыграла большой роли в освобождении Испании от мавров в XIII–XV веках.

Сражение между войсками христиан и мавров. Средневековый рисунок

На северо-западе полуострова узкой полосой вдоль побережья Атлантического океана располагалась Португалия. Выгодное географическое положение страны отражалось на занятиях ее жителей. Португалия вела оживленную торговлю с Северной Европой и странами Средиземноморья.

Пиренейские государства в XII–XV веках

Какие изменения произошли на Пиренейском полуострове в XII веке, в XIV–XV веках? Найдите места главнейших сражений мавров и христиан.

Большой вклад в борьбу за освобождение Испании внесли Кастилия и Арагон. В этих странах постепенно сложились сословно-представительные монархии.

Впервые король созвал на совет феодалов и духовенство в Кастилии в 1188 году. Затем на собрания стали приглашать представителей городов и крестьянских общин. Так возникли кортесы (от слова «корт» – королевский двор). Кастильские кортесы имели три палаты. Они утверждали новые налоги, участвовали в издании законов. В XII–XIII веках сословно-представительные монархии складывались во всех королевствах Пиренейского полуострова.

Король Фернандо и королева Изабелла. Средневековые скульптуры

В 1479 году, спустя десять лет после свадьбы арагонского принца Фернандо и кастильской принцессы Изабеллы, произошло объединение двух самых сильных государств на Пиренеях. Образование единого государства – Испанского королевства позволило закончить Реконкисту. В 1492 году после долгих боев арагонские и кастильские войска овладели Гранадским эмиратом. Завершение Реконкисты усилило власть испанских королей, которая стала еще крепче в начале XVI века, когда к Испанскому королевству была присоединена Наварра. Таким образом, весь Пиренейский полуостров оказался под властью испанских и португальских правителей.

Костры инквизиции

К концу Реконкисты вражда и религиозная нетерпимость христиан и мусульман усилились. «Католические короли» (так называли Фернандо Арагонского и Изабеллу Кастильскую) запрещали христианам вступать в брак с мусульманами, а маврам – занимать государственные посты. Множество живших на Пиренейском полуострове мавров и евреев были поставлены перед нелегким выбором: либо покинуть Испанию, либо отказаться от своей религии и принять христианство.

Но крещение не всегда помогало. Католическое духовенство с подозрением относилась к «морискам» и «моранам» – перешедшим в христианство маврам и евреям. Их подозревали в тайном соблюдении прежних обрядов. Для поддержания «чистоты веры» решением римского папы и испанских королей в конце XV века была создана испанская инквизиция. Ее возглавил Томас Торквемада, прославившийся на всю Европу своей жестокостью.

Вспомните, что такое инквизиция и для чего она была создана.

Заподозренных в отступлении от христианства ждало суровое наказание. Инквизиторы бросали их в тюрьмы, пытали и, получив нужные «доказательства» вины, приговаривали к аутодафе. Казнь еретиков проходила в присутствии короля, духовенства и толп народа. Первое испанское аутодафе состоялось в феврале 1481 года в городе Севилья. Вскоре сожжения еретиков стали происходить постоянно, и для казней была выстроена особая площадка – «жаровня».

Подведем итоги

Как и крестовые походы, Реконкиста была столкновением христианского и исламского миров. В ходе отвоевания земель происходило освоение новой территории и ее объединение под властью королей. В результате борьбы с маврами на территории Пиренейского полуострова образовалось два сильных государства – Испания и Португалия.

Реконкиста (от слова «отвоевание») – освобождение христианами захваченных мусульманами земель Пиренейского полуострова, продолжавшееся с VIII по XV век.

Аутодафе («дело веры») – публичное сожжение еретиков на костре по приговору инквизиции.

Кортесы - собрания представителей сословий в государствах Пиренейского полуострова.

718 Битва христиан с маврами в долине Ковадонга. Начало Реконкисты.

1212 Сражение при Лас-Навас-де-Толосе. Разгром мавров.

1479 Объединение Кастилии и Арагона. Образование Испанского королевства.

1492 Захват Гранадского эмирата. Окончание Реконкисты.

1. Когда произошло завоевание Пиренейского полуострова арабами и какое значение оно имело?

2. Что такое Реконкиста? Сколько периодов можно выделить в Реконкисте? Что общего у нее с крестовыми походами и чем они отличаются?

3. Какие государства образовались на Пиренейском полуострове к концу XIII века? Что общего было в управлении этими государствами?

4. Какое сходство имели кортесы с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии и чем они отличались?

5. Когда и почему произошло объединение Кастилии и Арагона? Какую роль сыграло это объединение в освобождении Пиренейского полуострова?

6. Каким образом «католические короли» следили за «чистотой веры» в Испании?

1. Средневековая хроника так описывает один из эпизодов Реконкисты: «В этом году собрал король Альфонс огромное войско, большее нежели когда-либо, и пошел на Толедо… и принуждены были мавры сдать город королю Альфонсу… И обратились мавры к королю с просьбой, чтобы оставил их в городе и чтобы сохранили они свои дома и имущество и все то, чем они владеют, и король дон Альфонс разрешил им жить… и повелел он, чтобы платили мавры те же подушные подати, что взимались с них мавританскими королями, и кроме того, объявил он, что главная мечеть должна извечно принадлежать маврам… И после того было это соглашение утверждено и скреплено подписями, и христиане утвердились в городе; совершил король поход на города и селения, что лежат в окрестностях Толедо и нашими стали все земли, которые завоевал он… И трон короля был перенесен в королевский дворец Толедо». О каком эпизоде Реконкисты идет речь и каково было его значение? Какое соглашение с маврами и почему вынужден был заключить король?

2. Заполните таблицу «Периоды Реконкисты»:

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

РЕКОНКИСТА Что такое Реконкиста? Реконкистой называют отвоевание христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврами. Началась Реконкиста с первых боев, которые вели правители Астурии в VIII в., и закончилась в 1492 г. с падением Гранады, последней области,

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Реконкиста Впрочем, все только начиналось. Вторую после поражения под Судьбищами плюху подряд Девлет-Гирей, видимо, воспринял как вызов Судьбы на поединок, а он был из тех людей, которые не боятся побороться и с Судьбой. Не бросаясь на рожон сразу, он на время занялся

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА На Пиренейском полуострове во второй половине XIV в. существовали пять крупных государственных образований: королевства Арагон, Кастилия и Леон, Португалия, Наварра и Гранадский эмират. Правители христианских королевств находились в

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Реконкиста На севере Пиренейского полуострова сохранялись независимые от арабов территории - Астурия, Галисия и Баскония. Из этих христианских государств началось отвоевание (по-испански - реконкиста) захваченных арабами земель. Началом реконкисты считается битва

Из книги Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв. автора Демурже Ален

Реконкиста В 711 г. мусульманские войска из Северной Африки захватили практически весь Пиренейский полуостров, покончив с Вестготским королевством. Сохранились только мелкие христианские королевства в Кантабрийских горах (Астурия и Галисия) и Пиренейских (Наварра,

автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Испания и Португалия в конце XV–XVI в. находились на вершине своего могущества, их роль в истории Европы и всего мира была в эту эпоху как никогда высока, однако в том же XVI в. обе страны вступают в период упадка, для

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Испанская монархия вступила в XVII в. могущественной державой - одной из самых обширных, какие только знала история. Помимо Пиренейского полуострова в ее состав входили южная часть Нидерландов, Франш-Конте и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951. Т. 1–2.История Испании / ред. В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова. М., 2012. Т. 1.Кеймен Г. Испания: дорога к империи. М., 2007.Перес Ж. Изабелла Католичка. Образец для христианского мира? СПб., 2012.

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

СТРАНЫ ПИРЕНЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVII ВЕКЕ Дефурно М. Повседневная жизнь Испании Золотого века. М., 2004.Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000.Abelian J.L. Historia critica del pensamiento espanol. Madrid, 1986. Vol. 3.Dominguez Ortiz A. La sociedad espanola

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

7. Реконкиста Мусульмане не захватили Астурию. Это горный район с сильно пересеченной местностью; там не было крупных населенных пунктов, а население жило бедно. Согласно распространенному преданию, по многим признакам легендарному, здесь скрывались после нашествия

Реконкиста Первые надежные сведения о еврейских общинах в христианских государствах Испании относятся к IX веку. В это время уже существовала процветающая община в окрестностях Барселоны. Она поддерживала отношения с вавилонским гаоном Амрамом, который в 870 или 880 году

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 25. Государства Пиренейского полуострова. Реконкиста Арабское завоевание Испании и его последствияВ начале VIII века из Северной Африки на Пиренейский полуостров вторглись арабские завоеватели. Несмотря на упорное сопротивление местных жителей, арабы захватили

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

РАСЦВЕТ КОРОЛЕВСТВА КЕДИРИ. ИМПЕРИЯ ШРИВИДЖАЯ И ГОСУДАРСТВА МАЛАККСКОГО ПОЛУОСТРОВА В XII в. ПОЛИТИКА КЕДИРИЙСКИХ МОНАРХОВ В XII в. ЭВОЛЮЦИЯ АГРАРНОГО СТРОЯЗа период с 1100 по 1222 г. (последний год существования самостоятельного государства Кедири) эпиграфические документы

Вторжение арабов в Испанию

Образование

Кордовского

эмирата 1212

Разгром войск мавров при Лас-Навас-де-Толоса 1479

Объединение Арагона и Кастилии 1492

Гранадского

/> Вспомните об арабских завоеваниях в VII-VIII вв.

В числе государств, которые возникли в Европе в Средние века, были расположенные на Пиренейском полуострове Испания и Португалия. Они появились на исторической карте в результате Реконкисты - отвоевания полуострова у захвативших его в раннее Средневековье арабов. Рассмотрим, как это происходило. 1.

Мусульманские государства в Испании

Арабы, завладевшие к началу VIII в. Северной Африкой, не остановились на достигнутом. В 711 г. их войска преодолели Гибралтарский пролив и вторглись на Пиренейский полуостров, большую часть которого занимало Вестготское королевство. Разгромив в первом решающем сражении войско вестготов, арабы в короткое время захватили столицу королевства Толедо и города Южной и Северной Испании.

В армию завоевателей помимо самих арабов входили отряды воинов из африканских племён берберов. За смуглую кожу их прозвали маврами (от греческого слова mauros - тёмный), в дальнейшем так называли всех живших в Испании мусульман.

Представитель династии Омейядов Абдаррахман подчинил город Кордову и в 756 г. провозгласил себя эмиром. В 929 г.

кордовский эмир принял титул халифа, то есть самостоятельного правителя. Последовавшие сто лет стали временем расцвета Кордовского халифата.

Политика арабов в Испании была схожа с их действиями в других завоёванных странах (вспомним материал § 6). Они захватили поместья вестготских королей и знати. Население сёл и городов должно было уплачивать налоги государству. Не- мусульмане - христиане и евреи - могли исповедовать свою веру, посещать храмы и синагоги, но при этом облагались дополнительной подушной податью.

Арабы принесли в Испанию свои достижения в разных сферах деятельности. Так, в Вестготском королевстве, как и в других европейских государствах раннего Средневековья, города были немногочисленны. А в Кордовском халифате в X в. их насчитывалось уже около 400. Здесь достигли высокого уровня многие ремёсла: изготовление металлических изделий, оружия, керамики, шерстяных и шёлковых тканей, украшений и др. Развивалось сельское хозяйство. Арабы начали выращивать рис, гранаты,

Финики. Они создали систему орошения, позволявшую получать на засушливых землях богатые урожаи фруктов и других плодов. Арабские купцы вели активную торговлю ремесленной и сельскохозяйственной продукцией со странами Европы и Востока.

В столице и крупных городах халифата возводились дворцы мусульманских правителей, мечети. Поощрялось распространение научных знаний, образования. Основанный в Кордове университет стал одним из крупнейших в Европе того времени.

Главная мечеть в Кордове строилась с конца VIII в., несколько раз расширялась. Величественные размеры и красота

Убранства прославили её во всём мусульманском мире того времени. Колонны с полукруглыми и овальными арками использовались как опорные и как декоративные элементы. Арки были богато украшены резьбой по камню и цветными изразцами. Этот стиль впоследствии получил название мавританского.

Проживавшие в халифате учёные внесли значительный вклад в развитие математики, медицины, географии. Среди них были и арабы, и евреи, и потомки коренного населения - иберов. Соседство разных культур создавало условия для их взаимного обогащения. Учёные и поэты уделяли немало времени переводам научных сочинений и литературных произведений с древних языков (греческого и латинского) на арабский, с арабского - на латинский.

В XI в. Кордовский халифат распался на два десятка небольших княжеств.

2. Реконкиста

Сохранившиеся на севере Пиренейского полуострова независимые от арабов области - Астурия и Галисия - уже с конца VIII в. стремились расширить свои границы на юг. Потеснить арабов хотели также франкские правители. В 801 г. отряды христианских рыцарей отбили у арабов крупный город на северо-востоке - Барселону. Но небольшим христианским государствам трудно было наступать на сильный Кордовский эмират, а затем халифат.

К концу XI в. положение изменилось. В это время в результате объединения ряда земель в северной части полуострова обра-

зовались королевства Кастилия, Арагон, графство Барселонское, а на западе - королевство Португалия. Их правители успешно атаковали арабские владения. У мусульман были отвоёваны города Мадрид и Толедо.

Поддержку христианским правителям оказывали римские папы, призывавшие к «изгнанию неверных» из Испании. По примеру орденов, созданных крестоносцами, в Испании и Португалии в XII в. возникло несколько духовно-рыцарских орденов. Они активно участвовали в борьбе против мусульманского владычества.

Одним из ключевых событий Реконкисты стал разгром армии мавров при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 г. объединёнными войсками Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры (на их стороне выступили также рыцари из других западноевропейских стран). После этого были взяты крупнейшие города: Кордова, Валенсия, Севилья. К концу XIII в. от прежней территории халифата остался лишь Гранадский эмират.

В результате успехов Реконкисты особенно усилилось королевство Кастилия (см. карту). Большая часть завоёванных земель оказалась в руках королевской семьи, крупных феодалов, духовно-рыцарских орденов и католической церкви. В то же время на многих вновь заселяемых территориях создавались общины свободных крестьян, которые могли избирать и менять сеньоров. Значительного развития достигли города, получившие определённые права и привилегии.

В Кастилии и других испанских королевствах в XII-XIII вв. возникли сословные собрания - кортесы. В них участвовали представители знати и дворянства, духовенства и городов.

Кортесы выступали за отвоевание всего Пиренейского полуострова у мусульман. Они также поддерживали королей при подавлении мятежей крупных феодалов.

Завершающий этап Реконкисты пришёлся на вторую половину XV в. В это время на карте появилось единое Испанское королевство. В 1492 г. испанские войска заняли последнее мусульманское владение на полуострове - Гранадский эмират. 3.

Объединение Испании

Возникновение Испанского государства связано с объединением в 1479 г. двух крупнейших королевств - Кастилии и Арагона. Это произошло благодаря брачному союзу. Арагонский наследный принц Фердинанд уже несколько лет был женат на королеве Кастилии Изабелле. Когда он стал королём Арагона, супруги объединили свои владения и вошли в историю как основатели Испанского государства, католические, или святые, короли.

Однако объединение испанских земель было достигнуто не только волей двух правителей. Этому способствовала длительная совместная борьба христианских королевств против мусульманских государств. За развитие связей между отдельными территориями, укрепление центральной власти выступали города. Так, в Кастилии они заключили в 1480 г. союз («Святая эрмандада»), поддерживавший королеву в борьбе против своевольной знати. 4.

Правление «католических королей»

После объединения испанских земель короли занялись укреплением центральной власти. Прежде всего они ограничили феодальную вольницу. Крупные феодалы, подчинявшие себе отдельные территории, лишились права возводить новые замки и выпускать собственную монету. Владения духовно-рыцарских орденов перешли под королевское управление. Под воздействием массовых крестьянских восстаний были отменены «дурные обычаи» - наиболее унизительные для крестьян права сеньоров, уменьшена личная зависимость крестьян.

При «католических королях» сложился аппарат управления единым государством.

Представители высшей знати - гранды - занимали почётное положение при дворе.

А ведущую роль в управлении стало играть служилое дворянство. В города направлялись королевские чиновники, которые контролировали деятельность местных властей. Кортесы утратили своё прежнее значение. Королевская власть набирала всё большую силу.

Стремление правителей навести в стране порядок распространялось и на духовную жизнь. По просьбе Фердинанда и Изабеллы для «искоренения ереси и преуспеяния католической веры» папа римский учредил в испанских землях святую инквизицию (1478-1480). Подозреваемые в отклонении от «истинной веры» подвергались допросам и пыткам, а затем чаще всего приговаривались к сожжению на костре. Уже с 1481 г. на площадях городов начали проводиться аутодафе (в переводе с испанского языка - акт веры) - публичные казни еретиков. Жертвами инквизиции стали тысячи человек.

После завершения Реконкисты развернулись преследования иноверцев. Нехристианам - евреям и мусульманам - предлагалось креститься или покинуть страну. В результате большая часть евреев и мавров, бросив свои дома и имущество, уехала из Испании. Оставшиеся перешли в христианство (таких людей называли морйсками). Несмотря на это они жили под постоянной угрозой обвинения в ереси. В преследовании иной веры инквизиция не останавливалась и перед уничтожением ценнейших памятников, книг и рукописей. Большинство мечетей, в том числе знаменитая мечеть в Кордове, были превращены в католические соборы.

Таким образом, на протяжении Средних веков на Пиренейском полуострове сменилось несколько государств, созданных разными народами. Здесь сохранилось культурное наследие римской эпохи, Вестготского королевства, мусульманских эмиратов. В ходе Реконкисты сформировались государства, существующие по сей день, - Португалия и Испания. В конце XV - начале XVI в. именно этим странам суждено было совершить географические открытия, сыгравшие большую роль в переходе к Новому времени.

Вопросы и задания 1.

Расскажите, используя карту, о завоевании арабами Пиренейского полуострова. 2.

Охарактеризуйте положение населения и развитие хозяйства в мусульманских государствах Пиренейского полуострова. 3.

Объясните, кто осуществлял Реконкисту. Какие цели преследовали её участники? 4.

Составьте хронологическую таблицу «Основные события Реконкисты». 5.

Когда и благодаря чему было создано единое Испанское государство? 6.

Объясните, почему время существования Кордовского халифата называют золотым веком культуры. 7.

*Сравните политику арабских правителей и католических королей в отношении людей другой веры. Какие различия вы можете выделить? Было ли что-то общее? 8.

Какую роль сыграла католическая церковь в становлении централизованного Испанского государства?


Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar - отвоевывать) - отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII - XV веках территорий, захваченных арабами (точнее - маврами). Мавры - в Средние века в Западной Европе название мусульманского населения Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки.

Реконкиста началась в 718 году битвой в долине Кавадонга в Астурии. Решающее значение имело сражение в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса. К середине XIII века в руках арабов остался лишь Гранадский эмират (пал в 1492 году).

Отвоевание сопровождалось заселением и экономическим освоением опустошенных войной землей. Реконкиста оказала большое влияние на экономическое и политическое развитие государств Пиренейского полуострова.

В XI веке мусульманская Испания раскололась на ряд независимых государств, что облегчило предпринятое христианами освобождение Испании от мавров. Начавшееся в 1212 году наступление на мавров (Реконкиста) привело к образованию Арагона, Кастилии и других испанских королевств. Христианские королевства Леон, Кастилия, Наварра, Арагон и Графство Барселонское. Альфонсо VI отвоевывает у мавров Толедо, а Сид - Валенсию.

Кастильцы подчиинили своей власти большую часть Андалусии

После длительной борьбы за освобождение Испании от мавританско-арабского владычества (Реконкиста), на территории Испании оставалось последнее мавританское государство - Гранадский эмират, образовавшийся в 1238 году.

К 1250 году христиане оттеснили мавров. Мавританская Испания стала лишь ограничиваться одним эмиратом - Гранадой.

Кастилья и Арагон, объединившись в 1469 году в одно королевство, завершили освобождение страны от мавров в 1492 году (освобождение Гранады).

Реконкиста мусульманской Испании была окончательно завершена со сдачей Гранады католическим монархам в 1492 году.

Пелайо - первый король (умер около 737 года), избранный знатью и духовенством, которые укрылись в горах Астурии от нашествия арабов. В 718 году одержал победу в знаменитой битве при Ковадонге, что явилось началом отвоевания полуострова.

Король Маурегато (VIII век) - незаконный сын испанского короля Альфонса I.

Бернардо дель Карпио - легендарный эпический герой, изображаемый как победитель Роланда в битве при Ронсевале.

Сид Кампеадор (Cid Campeador) Сид, Родриго Диас, прозванный Воителем (1043 - 1099) - полулегендарный освободитель Испании от мавров; воплощение рыцарской доблести.

Настоящее имя Родриго Диас де Бивар (Díaz de Bivar) (между 1026 и 1043-1099 гг.) - испанский рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моём Сиде" (XII век), в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Родриго Руис де Бивар (1030 - 1099) - народный испанский герой. Подвиги, совершенные им в борьбе с маврами, воспеты в поэму "Песнь о моем Сиде" и в многочисленных романах.

Сид (от арабского "господин") - прозвище Родриго Диаса де Бивара (1030 - 1099), храброго испанского воителя, проявлявшего чудеса героизма в борьбе с маврами, героя бесчисленных хроник и легенд.

В 1072 году в селении Санта-Гадеа в провинции Бургос Сид потребовал у короля Альфонса VI клятвы о том, что он не участвовал в убийстве предыдущего короля. Альфонс дал ему эту клятву, и Сид согласился ему служить.

Гусман Добрый - Альфонс Перес де Гусман, прозванный Добрым или Храбрым (1258 - 1309) - знаменитый испанский воитель, прославившийся в боях с маврами и отказавшийся сдать им крепость Тарифу, несмотря на то, что они за это убили его семилетнего сына. Кастильский капитан, защитник осажденной арабами в 1293 году крепости Тарифа. Перешедший на сторону врага инфант дон Хуан пленил сына Гусмана и потребовал, угрожая убить ребенка, сдачи крепости. Ответом вероломному инфанту был кинжал, брошенный ему под ноги несчастным отцом.

Гонсаль Эрнандес-и-Агилар Гонсало де Кордова (1443 - 1515) - испанский полководец, овладевший в 1492 году Гранадой, последней опорой мавров на Иберийском полуострове.

Альфонс I (Alfonso) Воитель (? - 1134) - король Арагона и Наварры. С 1104 года отвоевал у арабов Сарагосу (1118), разгромил войска Альморавидов у крепости Кутанда (1120), потерпел от них поражение у крепости Фрага (1134).

Альфонс III Великий (838 - 910 или 912) - король Астурии с 866 года. Отвоевал у арабов ряд районов к северу от реки Тахо. Аристократия, возглавленная сыновьями Альфонса I, вынудила его отречься от престола (910 г.).

Альфонс VI Храбрый (1030 - 1109) - король Леона с 1065 года и Кастилии с 1072 года. Отвоевал у арабов Толедо, Валенсия, Альмерию. Потерпев поражение а 1086 году при Салаке, в 1108 году при Уклесе, утратил ряд отвоеванных ранее земель.

Альфонс VII (1104 - 1157) - король Кастилии и Леона с 1126 года. сюзереном Арагона, Наварры, Португалии и ряда французских территорий (Фуа, Коменж, Монпелье). Успешно участвовал в Реконкисте.

Альфонс X Мудрый (1221 - 1284) - король Кастилии и Леона с 1252 года. Отвоевал у арабов Херес, Кадис и др. Централизаторская политика Альфонс X натолкнулась на сопротивление знати. В 1282 году фактически был лишен власти. Править стал его сын Санчо.

Альфонс XI Мудрый (1311 - 1350) - король Кастилии и Леона с 1312 года. Самостоятельно правил с 1325 года. Вел централизаторскую политику. В 1348 году издал устав, фиксировавший личную свободу крестьян. Успешно воевал с арабами. Умер при осаде г. Гибралтар.

Король Фернандо III "Святой" (1199 - 1242) осуществил ряд успешных походов против мавров и овладел почти всеми мусульманскими территориями на юге Принейского полуострова. Севилья была им завоевана в 1248 году.

Победа франков над арабами при Пуатье

Завоевание кастильцами Толедо

Образование Португальского государства

Битва при Лас Навас де Толоса

Завоевание кастильцами Кордовы

Завоевание Арагоном Неаполитанского королевства

1462 - 1472 гг.

Крестьянская война в Каталонии

Объединение Арагона и Кастилии в Испанское королевство

Учреждение инквизиции в Испании

1482 - 1484 гг.

Крестьянское восстание в Каталонии

Завоевание Испанией Гранады

Христианская Реконкиста (в переводе - «отвоевание», «возвращение») - это непрерывная многовековая война против мавров, начатая частью вестготской знати под предводительством Пелайо. В 718 г. было остановлено продвижение экспедиционного корпуса мавров при Ковадонга.

Mусульмане заняли территорию на тысячу миль к северу от Гибралтара, захватив полностью Испанию и южную часть Франции до берегов Луары. В октябре 732 года армия мавров во главе с Абд-аль-Рахманом (Abd al-Rahman), конечно, стояла не у ворот Парижа, но всего в двух сотнях миль от него, подойдя с юга к одной из крупнейших святынь франкского государства - монастырю св. Мартина в Туре. Однако на пути из Тура в Пуатье они встретились с войском франков, которые, в отличие от всех других армий христианских государств, как свидетельствует в своей "Хронике" Исидор Севильский, "стояли как стена. . . словно непробиваемая глыба льда". Через неделю Рахмана уже не было в живых, мавры откатывались на юг, а предводитель франков Карл с того дня стал именоваться "Карл Мартелл" - "молот".

Так город Пуатье стал верхней точкой арабской волны, прокатившейся по Европе. Со стороны мавров, конечно, бой с Мартеллом был совершенно безрассудным предприятием, но, если бы они победили, им было бы очень трудно удержаться от искушения пойти дальше - на Париж, к Рейну и еще дальше, и, как пишет Эдвард Гиббон (Edward Gibbon) в "Истории упадка и разрушения Римской империи" (The Decline And Fall Of The Roman Empire), "возможно, теперь в колледжах Оксфорда занимались бы толкованием Корана, а с его кафедр поголовно обрезанному населению доказывали бы святость и истинность откровений Магомета".

Христианской Европы не было бы и в помине. Англы и кельты, заселившие в конце концов Америку, были бы мусульманами. Пуатье, пишет Гиббон, стало "событием, изменившим судьбу всего мира".

В середине VIII в. астурийские христиане под руководством короля Альфонсо I, воспользовавшись восстанием берберов, заняли соседнюю Галисию. В Галисии, как утверждали, был обнаружен гроб святого Иакова (Сантьяго), и Сантьяго-де-Компостела становится центром паломничества, а Реконкиста – чем-то вроде нового крестового похода в защиту христианства и христиан.

В конце VIII – середине IX вв. во время правления Карла Великого франки остановили продвижение мусульман в Европу и создали на северо-востоке полуострова Испанскую марку (пограничную территорию между владениями франков и арабов), существовавшую до распада в IX – XI вв. на графства Наварра, Арагон и Барселону (в 1137 г. Арагон и Барселона объединились в королевство Арагон).

К 914 г. королевство Астурия включало в себя Леон и большую часть Галисии и северной Португалии. Испанские христиане расширили свои владения в горные области между Астурией и Каталонией, построив множество пограничных крепостей. Название провинции «Кастилия» происходит от испанского слова «castillo», обозначающего «замок», «крепость».

Реконкиста привела к тому, что испанские крестьяне и жители городов, воевавшие вместе с рыцарями, получили значительные льготы. Большая часть крестьян не испытала крепостной зависимости, на освобожденных землях Кастилии возникали вольные крестьянские общины, а города (особенно в XII – XIII вв.) получили большие права.

В середине XI в. под правлением Фердинада I графство Леон-Астурия получило статус королевства и стало главным оплотом Реконкисты. На севере в это же время баски основали Наварру, а Арагон слился с Каталонией в результате династического брака. В 1085 г. христиане захватили Толедо.

Альморавиды (1090-1145) ненадолго остановили распространение Реконкисты. К периоду их правления относятся подвиги легендарного рыцаря Сида, отвоевавшего земли в Валенсии в 1095 г. и ставшего национальным героем Испании.

Следующие успехи Реконкисты относятся уже к концу XII – началу XIII вв. Самую внушительную победу над Альмохадами одержали в 1212 г. объединившиеся короли Леона, Кастилии, Арагона и Наварры. В 1236 г. кастильский король Фердинанд III (Святой) повел свое войско в Кордову, а еще через двенадцать лет - в Севилью. Португальское королевство расширилось почти до своих современных размеров, а король Арагона завоевал Валенсию, Аликанте и Балеарские острова. К концу XIII в. на полуострове остался лишь Кордовский халифат, вынужденный платить дань К XIV в. временные союзы христианских королевств распались, и каждое стало преследовать свои личные интересы. Кастилия попыталась присоединить Португалию, однако двухлетняя война закончилась поражением кастильской армии при Алжубаротте в 1385 г. Арагон уступил Генуе контроль над торговлей в Средиземноморье. Только Кастилия в этот период полностью обеспечивает себя и получает прибыли на торговле шерстью с Нидерландами.

Начало Реконкисты

Мусульмане фактически не смогли установить господства на крайнем севере Пиренейского п-ова. В 718 отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга.

Постепенно продвигаясь к р. Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия (territorium castelle – в переводе «земля зáмков»); уместно заметить, что еще в конце 8 в. мусульманские летописцы называли ее Аль-Кила (зáмки). На ранних этапах Реконкисты возникли христианские политические образования двух типов, различавшиеся по географическому положению. Ядром западного типа было королевство Астурия, которое после перевода двора в Леон в 10 в. стало называться королевством Леон. Графство Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.

В более восточных районах существовали христианские государства – королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035, и различные графства, связанные с королевством франков. Изначально некоторые из этих графств были воплощением каталонской этно-лингвистической общности, центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю и ведшее оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в 13 в. значительно расширило свою территорию к югу (до Мурсии), присоединив также Балеарские о-ва.

В 1085 Альфонс VI, король Леона и Кастилии, захватил Толедо, и граница с мусульманским миром переместилась от р.Дуэро до р.Тахо. В 1094 кастильский национальный герой Родриго Диас де Бивар, известный под именем Сид, вошел в Валенсию. Однако эти крупные достижения были не столько результатом рвения крестоносцев, сколько следствием слабости и разобщенности правителей тайф (эмиратов на территории Кордовского халифата). В ходе Реконкисты случалось, что христиане объединялись с мусульманскими правителями или, получив от последних большую мзду (parias), нанимались защищать их от крестоносцев.

В этом смысле показательна судьба Сида. Он родился ок. 1040 в Биваре (близ Бургоса). В 1079 король Альфонс VI послал его в Севилью для сбора дани у мусульманского правителя. Однако вскоре после этого он не поладил с Альфонсом и был изгнан. В восточной Испании он вступил на путь искателя приключений, и именно тогда получил имя Сид (производное от араб. «сеид», т.е. «господин»). Сид служил таким мусульманским правителям, как эмир Сарагосы аль-Моктадир, и властителям христианских государств. С 1094 Сид стал править Валенсией. Скончался он в 1099.

Кастильский эпос Песнь о моем Сиде , написанный ок. 1140, восходит к более ранним устным преданиям и достоверно передает многие исторические события. Песнь не является хроникой крестовых походов. Хотя Сид сражается с мусульманами, в этом эпосе злодеями изображены вовсе не они, а христианские князья Карриона, придворные Альфонса VI, тогда как мусульманский друг и союзник Сида, Абенгальвон, превосходит их благородством.

Завершение Реконкисты

Мусульманские эмиры оказались перед выбором: либо постоянно платить дань христианам, либо обратиться за помощью к единоверцам в Северной Африке. В конце концов эмир Севильи аль-Мутамид обратился за помощью к Альморавидам, создавшим мощное государство в Северной Африке. Альфонсу VI удалось удержать Толедо, но его армия была разбита при Салаке (1086); а в 1102, спустя три года после смерти Сида, пала и Валенсия.

Альморавиды отстранили от власти правителей тайф и на первых порах смогли объединить Аль-Андалуз. Но их власть ослабела в 1140-е годы, и к концу 12 в. их вытеснили Альмохады – мавры из марокканского Атласа. После того, как Альмохады потерпели тяжелое поражение от христиан в битве при Лас-Навас-де-Толоса (1212), их власть пошатнулась.

К этому времени сформировался менталитет крестоносцев, о чем свидетельствует жизненный путь Альфонса I Воителя, который правил Арагоном и Наваррой с 1102 по 1134. Во время его правления, когда еще были свежи воспоминания о первом крестовом походе, у мавров была отвоевана бóльшая часть долины p. Эбро, а французские крестоносцы вторглись в Испанию и взяли такие важные города, как Сарагоса (1118), Тарасона (1110) и Калатаюд (1120). Хотя Альфонс так и не смог осуществить свою мечту о походе в Иерусалим, он дожил до того момента, когда в Арагоне был учрежден духовно-рыцарский орден Тамплиеров, а вскоре в других районах Испании начали свою деятельность ордена Алькантара, Калатрава и Сантьяго. Эти могущественные ордена оказали большую помощь в борьбе с Альмохадами, удерживая стратегически важные пункты и налаживая хозяйство в ряде пограничных районов.

На протяжении 13 в. христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213–1276) завоевал Балеарские о-ва, а в 1238 Валенсию. В 1236 король Кастилии и Леона Фердинанд III взял Кордову, Мурсия сдалась кастильцам в 1243, а в 1247 Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492. Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории были почти полностью очищены от мусульман, центральные и южные районы, кроме самого города Валенсия, населяли в основном мудехары (мусульмане, которым было разрешено остаться). Зато в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 политика кастильцев полностью изменилась, и почти все мусульмане были выселены.

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1. Мусульманская Испания. В серединœе VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти­тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф­рике - Мавритании.

Мусульманская Испания была процветаю­щей частью Европы. Сеть оросительных кана­лов на юге полуострова позволила поднять уро­жаи зерна и винограда. На плоскогорье разво­дили большие стада овец. Большинство мавров расселилось в городах, число которых достига­ло четырехсот. Кордова, один из красивейших городов мира, насчитывала до полумиллиона жителœей. Андалусия славилась своими шелко­выми и шерстяными тканями, изделиями из металла, кожи и стекла. Обладая большим фло­том, она активно торговала с Африкой, Багдад­ским халифатом, Италией, Византией.

Мавры сначала не мешали местному населœе­нию Испании исповедовать свою религию. В Ан­далусии бок о бок уживались потомки басков и других жителœей прежней римской провин­ции, вестготы, арабы, берберы, евреи. Здесь было немало христиан, принявших ислам, но были и те, кто, сохранив христианскую веру, переняли арабский язык, одежду, некоторые обычаи.

2. Реконкиста. Сразу же после завоевания маврами Испании началась Реконкиста - об­ратное отвоевывание захваченной территории. Реконкиста длилась около восьми столетий.

Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко­ренных жителœей полуострова, в Реконкисте временами участво­вали французские и итальянс­кие рыцари. Папы не раз призы­вали христиан к Крестовым по­ходам против мусульман в Испа­нии.

В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра­зовались королевства Кастилия (в переводе - ʼʼСтрана замковʼʼ), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас­пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон­кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль­манские княжества стали легкой добычей для христианских правителœей. В конце XI века хри­стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По­зднее Арагон завладел крупным мусульман­ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Рекон­киста проходила не постепенно, а как бы скачками. Она замедлялась враждой между христианскими государями, ей мешали вторжения фа­натичных приверженцев ислама - воинствен­ных берберских племен из Северной Африки. Берберы наносили тяжелые поражения христи­анам, но и они не смогли объединить враждую­щих мусульманских эмиров. Давление христи­ан на юг нарастало.

В 1212 году объединœенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селœения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле­дующие десятилетия Кастилия заняла крупней­шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита­лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

3. Жизнь евреев в Испании. На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев.В мусульманской Испании возник один из цент­ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов­цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев­реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам.

Отношение к евреям в христианской Испа­нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре­конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве­ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть­ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа­нами.

4. Образование Испанского королевства. Возникшие на Пиренейском полуострове госу­дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителœей го­рожан и даже свободных крестьян. Так возник­ло собрание представителœей сословий - корте­сы (от слова ʼʼкортʼʼ - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда­нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу­острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

После решающих успехов Реконкисты на­чались затяжные междоусобные войны между христианскими государствами. Только в конце XV века наступил последний этап в объединœе­нии страны. В 1479 году под властью супружес­кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан­да Арагонского произошло объединœение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделœена между Арагоном и Фран­цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании.

В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

5. Введение инквизиции в Испании. Рекон­киста проводилась под лозунгом борьбы христи­ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при­шлось переселиться в Северную Африку. Испа­нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже­лой потерей.

Фердинанд и Изабелла недаром называли себя ʼʼкатолическими королямиʼʼ: они пожела­ли сделать Испанию чисто христианской стра­ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве.

Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием ʼʼвеликого инквизитораʼʼ. За 10 лет, по­ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты­сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе (ʼʼдело верыʼʼ). Она проводи­лась как церковный праздник: костер пылал на городской площади, при большом стечении на­рода, знати и воинов. Подчас одновременно сжи­гали десятки невинных людей. Появились по­собия по обличению ведьм, колдунов и ерети­ков, в Толедском университете специально изу­чали ʼʼдемонологиюʼʼ.

Сразу после взятия Гранады король и коро­лева издали указ об изгнании всœех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан­ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове" 2017, 2018.

В середине VIII века арабские владения в Испании отделились от халифата и образовали эмират с центром в Кордове. С X века правитель мусульманских владений в Испании - Андалусии - носил ти-тул халифа. Арабов и берберов, проживавших в Испании, христиане именовали маврами: ведь завоеватели пришли из области в Северной Аф-рике - Мавритании. На сегодняшнем занятии вы узнаете об эпохе отвоевания (реконкисте) территории Испании, занятой мусульманами, христианскими правителями.

Рис. 1. Реконкиста в Испании ()

Реконкиста (рис. 1) началась сразу после завоевания маврами Испании и длилась около восьми столетий. Господа в ходе Реконкисты получали новые земли и должности на отвоеванной территории. Крестьяне, участвуя в войнах, приобретали не только землю, но и личную свободу. Города, вновь основанные или отвоеванные у мавров, добивались самоуправления и различных прав. Все участники войн с маврами мечтали захватить богатую добычу. Кроме ко-ренных жителей полуострова, в Реконкисте временами участво-вали французские и итальянс-кие рыцари. Папы не раз призы-вали христиан к Крестовым по-ходам против мусульман в Испа-нии. В ходе Реконкисты на севере Пиренейского полуострова обра-зовались королевства Кастилия (в переводе - «Страна замков»), Арагон, а в Пиренейских горах - Наварра. На западе полуострова из Кастилии выделилось королевство Португалия.

Около 1030 года Кордовский халифат рас-пался на десятки независимых княжеств. С середины XI и до середины XIII века в Рекон-кисте были достигнуты самые крупные успехи. Ослабленные междоусобными войнами, мусуль-манские княжества стали легкой добычей для христианских правителей. В конце XI века хри-стиане заняли город Толедо и вскоре перенесли в него столицу Кастильского королевства. По-зднее Арагон завладел крупным мусульман-ским центром Сарагосой, а португальцы взяли Лиссабон и сделали его своей столицей. Давление христи-ан на юг нарастало.

В 1212 году объединенные силы Кастилии и других христианских государств полуострова сокрушили мавританские войска в сражении у селения Лас Навас де Толоса. Силы мавров в Испании были окончательно подорваны. В сле-дующие десятилетия Кастилия заняла крупней-шие мусульманские княжества с центрами в Кордове, Севилье и другие. Арагон утверждал свою власть на Балеарских островах, островах Сицилия и Сардиния, а позднее - в Южной Ита-лии. У мавров осталась лишь богатая область на юге - Гранадский эмират.

На Пиренеях еще с римских времен проживало много евреев. В мусульманской Испании возник один из цент-ров еврейской культуры Средневековья. Евреи были земледельцами, ремесленниками, торгов-цами, а наиболее образованные участвовали в управлении страной: выполняли торговые и дипломатические поручения, служили врачами, послами, ведали сбором налогов. Но с XII века, после вторжений фанатичных берберов, ев-реев начали принуждать переходить в ислам. Многие евреи, не желая отказываться от веры своих предков, бежали на север к христианам. Отношение к евреям в христианской Испа-нии долгое время было намного лучше, чем в других странах. Но с конца XIV века, когда Ре-конкиста близилась к завершению, начались преследования и травля евреев. Их поставили перед выбором: крещение или смерть. Многие приняли мученическую смерть ради своей ве-ры, другие предпочли переход в христианство, надеясь переждать грозу и в будущем вернуть-ся к своей вере. Крестившиеся евреи не были признаны, однако, равноправными с христиа-нами.

Возникшие на Пиренейском полуострове госу-дарства были сословными монархиями. Сначала в Кастилии короли созывали на совет высшую светскую и церковную знать. Позднее на заседания стали приглашать представителей го-рожан и даже свободных крестьян. Так возник-ло собрание представителей сословий - корте-сы (от слова «корт» - королевский двор). Кортесы в Кастилии, как и Генеральные штаты во Франции, делились на три палаты. Кортесы утверждали новые налоги и участвовали в изда-нии законов. Сословные учреждения возникли и в других королевствах на Пиренейском полу-острове. Но кастильские кортесы были первым в Европе парламентом с участием крестьян.

В конце XV века наступил последний этап в объедине-нии страны. В 1479 году под властью супружес-кой пары Изабеллы Кастильской и Фердинан-да Арагонского (рис. 2) произошло объединение двух государств в единое Испанское королевство. Наварра была поделена между Арагоном и Фран-цией. Теперь настало время полного изгнания мавров из Испании. В 1492 году после 10-летней войны войска Фердинанда и Изабеллы взяли Гранаду. На территории Пиренейского полуострова остались два христианских королевства - Испания и Португалия.

Рис. 2. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский ()

Рекон-киста проводилась под лозунгом борьбы христи-ан против ислама. Мавры сдали Гранаду при условии, что за ними и евреями сохраняются их имущество и вера. Но эти обещания не были выполнены. Многим мусульманам и евреям при-шлось переселиться в Северную Африку. Испа-нию покинула значительная часть торговцев и ремесленников, что оказалось для страны тяже-лой потерей. Фердинанд и Изабелла недаром называли себя «католическими королями»: они пожела-ли сделать Испанию чисто христианской стра-ной. За оставшимися в Испании маврами и евреями, вынужденно принявшими крещение, велась постоянная слежка: церковь стремилась уличить их в отступлении от истинной веры, обвинить в ереси и колдовстве. Для искоренения еретиков в Испании была учреждена инквизиция. Ее возглавил свирепый и беспощадный Томас Торквемада, облеченный званием «великого инквизитора» (рис. 3). За 10 лет, по-ка Торквемада стоял во главе инквизиции, ты-сячи людей были сожжены на кострах, еще больше подверглись пыткам и содержались в тюрьмах. Казнь еретиков в Испании получила название аутодафе («дело веры»).

Рис. 3. Томас Торквемада ()

Сразу после взятия Гранады король и коро-лева издали указ об изгнании всех евреев из Испанского королевства. 120 тысяч человек должны были в течение трех месяцев покинуть страну. Оставив дома и имущество, изгнанники направились в мусульманские страны, в испан-ские колонии в Америке или в Нидерланды.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Historic.ru ().
  2. Wholehistory.ru ().
  3. Edengarden.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие слои населения Пиренейского полуострова участвовали в Реконкисте?
  2. Какие христианские государства возникли на Пиренейском полуострове?
  3. Чем и когда завершилась Реконкиста?
  4. Почему изгнание евреев и мавров имело негативные последствия для развития страны?