ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Юлия жадовская биография. Любовная лирика юлии жадовской

Юлия Валериановна Жадовская. Биография

Родилась 29 июня 1824 года в с. Субботине Любимского уезда Ярославской губернии, имении своего отца, крупного губернского чиновника, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Рано лишившись матери, она была взята на воспитание бабкой и провела детство в ее поместье, с. Панфилове Буйского уезда Костромской губернии. Бабка мало занималась образованием девочки, болезненной, родившейся калекой - без левой руки и с тремя пальцами на правой; но та пристрастилась к чтению и самостоятельно выучилась писать. В возрасте тринадцати лет она около года находилась в Костроме, у своей тетки А. И. Корниловой, в 20-30-е годы выступавшей в журналах со стихами под своей девичьей фамилией Готовцова.

На пятнадцатом году жизни Жадовская поступила в костромской частный пансион. Молодой преподаватель П. М. Перевлесский, впоследствии видный филолог, обнаружил у нее незаурядные литературные способности и одобрительно отнесся к ее первым поэтическим опытам. Но вскоре пансион закрылся, и Жадовская с 1840 года поселилась в доме отца, в Ярославле. Перевлесский, переведшийся в ярославскую гимназию, был приглашен к ней домашним учителем. Молодые люди полюбили друг друга. Несколько лет их чувства сохранялись в тайне, но когда они, намереваясь обвенчаться, открылись отцу Жадовской, тот решительно воспротивился браку дочери с бедным разночинцем, сыном дьякона, и добился его перевода в Москву. Жадовская, подчинившись воле отца, осталась в его доме, где прожила еще двадцать лет. Литературные занятия стали единственной отдушиной в ее безрадостном существовании. Главным мотивом стихов, а затем и многих прозаических произведений послужила пережитая ею любовная драма.

Заинтересовавшись стихами дочери, Жадовский в 1843 году повез ее в Москву и в Петербург, где она познакомилась со многими литераторами. М. П. Погодин оценил дарование молодой поэтессы и в том же году поместил в "Москвитянине" ее этнографический очерк "Проводы масленицы в Буйском и Солигалицком уездах" и два стихотворения - "Лучший перл таится..." и "Много капель светлых...". С этих пор стихи Жадовской часто появлялись в журнале.

В 1846 году Жадовская выпустила в Петербурге свои "Стихотворения". Книга вызвала сочувственные рецензии в ряде журналов. Строже других был отзыв Белинского. Затем стихи Жадовской публиковались в различных журналах и альманахах.

В 1847 году была напечатана повесть Жадовскои "Простой случай". За ней последовал ряд рассказов, повестей и романов; наиболее значительным среди них явился роман "В стороне от большого света" ("Русский вестник", 1857).

В 1858 году появился второй сборник "Стихотворений". Кроме многих перепечатанных из первой книги, сюда вошло большое число новых произведений, наряду с глубоко-личными - и стихи гражданского звучания. Книга была тепло принята критикой (рецензии Добролюбова, В. Майкова, Писарева; известна также положительная оценка Чернышевского). Добролюбов, в частности, отнес сборник "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". {Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962, с. 134.}

В том же году вышли "Повести Юлии Жадовской".

В дальнейшем Жадовская свои стихи почти не публиковала. Все реже появляются и ее прозаические произведения. Напечатав роман "Женская история" и повесть "Отсталая" ("Время", 1861), она совсем прекратила литературную деятельность.

В 1862 году Жадовская вышла замуж за давнего друга семьи, врача К. Б. Севена, и лишь тогда освободилась от материальной и нравственной опеки отца. Последние годы жизни она провела в купленном ею после смерти отца имении, с. Толстикове Костромской губернии, где и умерла 23 июля 1883 года.

Брат поэтессы, П. В. Жадовский, после ее смерти издал "Полное собрание сочинений Ю. Жадовской" в четырех томах (СПб., 1885-1886), куда вошли ее стихи, проза и часть писем. В этом издании в нескольких случаях восстановлены строфы, исключенные, вероятно, цензурой из прижизненных изданий. Однако стихотворения Жадовскои собраны здесь очень неполно; издателем не включены сюда "слишком слабые, неотделанные пьесы", ряд произведений из рукописных тетрадей и те из стихотворений, вошедших в сборник 1846 года, которые Жадовская не перепечатала в сборнике 1858 года. Имеющиеся в тексте некоторых стихотворений разночтения, по сравнению с прижизненными публикациями Жадовской, никак не мотивированы и потому не могут считаться проявлением ее последней авторской воли.

Стихотворения поэта


Писательница (по мужу Севен). Родилась 29-го июня 1824 г. в сельце Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Ж., принадлежавшего к древнему дворянскому роду. В. H. служил сперва во флоте, а затем, выйдя в отставку в чине капитан-лейтенанта, перешел в гражданскую службу и был до начала 1850-х гг. председателем Ярославской палаты Гражданского Суда; матерью писательницы была Александра Ивановна Готовцева, в 1821 г. с шифром окончившая курс Смольного Института; Ю. В. была первым ребенком от этого брака. Родилась она с физическим недостатком: у нее не было левой руки, а на правой было только три пальца. После смерти матери в 1825 году Ю. В. Жадовская росла в доме своей бабушки, Готовцевой, в сельце Панфилово (Буйского уезда). Любовь и заботливость своей бабушки она описала в 1-й части своего романа: "В стороне от большого света". Недюжинные способности Жадовской проявились рано: на шестом году она уже свободно читала, а вскоре, без посторонней помощи, научилась и писать. Деревенская библиотека ее деда Готовцева была предоставлена в полное ее распоряжение, и она, не руководимая никем в выборе книг, читала все, что находила: например, сочинения Вольтера, Руссо, и в то же время Эккартсгаузена и других мистиков. До 12-ти летнего возраста Ж. безвыездно прожила у бабушки, "пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы; более всего она любила, хотя и бессознательно, отдаваться созерцанию красот природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки - мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Приехавшая в Панфилово тетка Ж., Анна Ивановна Корнилова, рожденная Готовцева (Пушкин, князь Вяземский и Языков писали ей послания и сама она печатала стихи в журналах 1820-1830 гг.), взяла племянницу к себе в Кострому для изучения там французского языка. Прожив в Костроме около года, Ж. вернулась к бабушке, а затем, на 15 году жизни, отдана была отцом в Костромской пансион госпожи Прево де Люмьен, где с первых же дней сделалась общей любимицей и лучшей ученицей. Вскоре, однако, отец взял ее к себе в Ярославль и пригласил для занятий с нею русским языком молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии П. М. Перевлесского, которому суждено было сыграть в жизни Ж. видную роль. Заметив в своей ученице недюжинные способности и поэтическое дарование, Перевлесский всячески старался способствовать ее развитию и образованию и поощрял первые ее опыты в поэзии. Под влиянием этих отношений, в душу девушки закралось чувство любви, глубокой и искренней, к своему наставнику. Чувство это было взаимное. В продолжение двух или трех лет они однако скрывали свои чувства; Ж. обнаруживала их только в своих стихотворениях (первые из них напечатаны были в 1843 г. в "Москвитянине"). Но когда, в 1843 г., Перевлесский, против воли, переведен был в Москву, молодые люди объяснились и просили у старика Жадовского разрешения обвенчаться. Не желая видеть дочь женой бедного, незнатного учителя, Жадовский отвечал решительным отказом. Отказ этот, принятый безропотно и с наружным спокойствием, стоил Жадовской многих годов тяжелых душевных страданий, которые надломили ее здоровье. Приписывая пережитому ею чувству решительное влияние на свой характер, Ж. писала в письме к Ю. Н. Бартеневу: "Дай Бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа. Любовь для женщины - особенно первая (а первой я называю и последнюю, т. е. ту, которая всех сильнее) - есть проба ее сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять...". И действительно, произведения Ж., написанные ею в этот период, - лучшие из лирических пьес ее: они носят отпечаток непосредственного искреннего и глубокого душевного движения. Чувство к Перевлесскому долго жило в ней, и много лет она таила надежду соединить свою судьбу с судьбой любимого человека. Чтобы заглушить сердечную пустоту, тяготившую ее в доме любившего ее по-своему, но тяжелого по характеру отца, 19-летняя Ж. взяла к себе на воспитание свою двоюродную сестру-сироту H. П. Готовцеву, заботам которой посвятила всю свою жизнь, самоотверженно и с любовью отдавши себя ее воспитанию, Жадовский, с своей стороны, старался развлечь дочь и неоднократно возил ее в Москву и Петербург, где она познакомилась со многими представителями литературного и артистического мира; в Москве она бывала у искренно ею любимого Ю. Н. Бартенева, который знал ее еще девочкой в Костроме; он доставил ей знакомство с Погодиным; встречалась она также с Хомяковым, Загоскиным, И. Аксаковым, Ф. Глинкою; в Петербурге она посещала дом Ф. И. Прянишникова, где, между прочим, встретилась с К. Брюлловым, а M. П. Вронченко, знавший Ж. еще в Ярославле, познакомил ее с И. С. Тургеневым, А. В. Дружининым, князем П. А. Вяземским, М. П. Розенгеймом, Э. И. Губером. Все оказывали внимание талантливой девушке, за которою к этому времени уже упрочилась известность писательницы. В 1846 г. ею выпущен был в Москве сборник "Стихотворений", встреченный сочувственными отзывами тогдашних критиков, которые, однако, отмечали в ее произведениях не столько поэтические достоинства, сколько "гражданские мотивы", материал для суждения и понимания положения мыслящей женщины, приниженной и забитой окружающей обстановкой. Так, например, В. Н. Майков писал, что стихотворения Ж. "вполне выражают собой общий характер и общественное положение женщины", так как темою всех их "служит внутренняя , борьба женщины, которой душа развита природой и образованием, со всем тем, что противодействует этому развитию и что не может с ним ужиться. Это - полная, хотя и краткая история женской души, исполненной стремлением к нормальным условиям жизни, но встречающей на каждом шагу противоречия и преграды своему стремлению не в одних внешних обстоятельствах, но и в собственных недоразумениях, колебаниях и самообольщениях". В заключение своего разбора Майков, говоря, что Ж. одарена "и талантом, и способностью к дальнейшему развитию", желал видеть в ее произведениях "больше любви к жизни и как можно меньше любви к призракам". Белинский также высказывал сожаление, что источник вдохновения ее таланта "не жизнь, а мечта". Наконец, в "Библиотеке для чтения" говорилось, что в стихотворениях Ж. "видно сильное дарование; везде проглядывает глубокое чувство или замечательная мысль; она пишет не по заказу, не от нечего делать, а по неодолимому влечению души, по глубокому поэтическому призванию". П. А. Плетнев в своем разборе также находил, что Ж. выразила стихами внутренний мир свой, мир женщины, чувствующей, мечтающей, любящей, надеющейся и верующей", но и он желал видеть в ее произведениях "полноту жизни, богатство характеров, более решительное направление поэзии". Отзывы эти прекрасно характеризуют талант Ж. в раннюю пору его развития, когда, после перенесенной ею душевной бури, она старалась отдаваться отвлеченным мечтаниям, созерцанию природы и внутренним душевным движениям. Находя утешение в литературных занятиях, Ж. много писала и ее произведения часто появлялись в печати; так, многочисленные стихотворения помещались в "Московском литературном и ученом Сборнике", "Московском Городском листке", "Библиотеке для чтения" (1847), "Москвитянине" (1848, 1851, 1852, 1853 и 1855), "Ярославском Литературном Сборнике" (1850), "Рауте" (1851 и 1854). В 1857 г. Ж. выступила с романом: "В стороне от большого света" ("Русский Вестник" 1857 г., № 5-8 и отдельное издание, М. 1857 г., издание 2-е М. 1887 г.), в котором, как и в других повестях (отдельное издание их вышло в Санкт-Петербурге в 1858 г.; сюда вошли: "Простой случай", "Неумышленное зло", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Переписка", "Ни тьма, ни свет", "Непринятая жертва", "Сила прошедшего"), содержится много автобиографических данных и находится живая галерея деревенских дореформенных типов, нарисованных бесхитростно и правдиво; роман этот, названный Добролюбовым "замечательным", обратил на себя внимание тогдашней публики. В 1858 г. появился второй сборник "Стихотворений" Жадовской, дополненный, сравнительно с изданием 1846 г., многими новыми пьесами. Он был встречен общими похвальными отзывами, а Добролюбов в подробном разборе его, "не задумываясь", причислил его "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". "Задушевность, полная искренность чувства, и спокойная простота его выражения" - вот, по его мнению, главные достоинства стихотворений Жадовской. Настроение чувств ее - грустное; главные мотивы ее - задумчивое созерцание природы; сознание одиночества в мире, воспоминание о бывалом, когда-то светлом, счастливом, но безвозвратно прошедшем.... Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве, и передает свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично. Это именно уважение к своим чувствам, без всякой претензии на возведение их в идеал всемирный, и составляет прелесть стихотворений Жадовской. Такими же, приблизительно, словами приветствовал сборник "Стихотворений" Ж. и Писарев. Изредка в произведениях Ж. звучат "гражданские мотивы", как например в стихотворениях: "И. С. Аксакову", "Среди бездушных и ничтожных", "Н. Ф. Щербине", "Говорят, придет пора", "Современному человеку", "Н. А. Некрасову"; в духе поэзии Кольцова и Никитина написаны такие прелестные пьесы, как "Нива, моя нива" и "Грустная картина"; кроме того, Ж. переводила из Гейне, Фрейлиграта, Уланда, Зейдлица. Литературная деятельность ее заключилась романом "Женская история" и повестью "Отсталая", напечатанными первый - в журнале "Время" 1861 г., № 2-4 (и отдельным изданием, СПб., 1861), а вторая-в № 12 того же журнала за тот же год; но они не имели успеха у публики. С начала 1860-х гг. Ж. уже почти не появлялась в печати. Вернувшись из Петербурга в Ярославль, она вышла замуж за старика-доктора Карла Богдановича Севена, давнего друга дома Жадовских. По смерти больного отца (1870), за которым она самоотверженно ухаживала в продолжение 5 лет, Ж. вскоре продала свой дом в Ярославле и купила себе небольшое имение в 7 верстах от г. Буя, Костромской губ. (с. Толстиково, недалеко от усадьбы ее бабушки, где она провела детство) и здесь доживала свой невеселый век. Потеряв в 1881 г. мужа, Ж. медленно угасала и 23 июля 1888 г. умерла в своем имении, селе Толстикове, Буйского уезда.

Кроме указанных выше изданий, произведения Ж. находятся: в "Иллюстрации" 1850-х гг., "Сыне Отечества", "Русском Вестнике" 1857 г., "Сборнике в память А. Ф. Смирдина" (1858), "Русском Слове", "Костромских Губернских Ведомостях" (1856), "Ярославских Губернских Ведомостях" (1856 и 1889), "Русской Старине" (1890 и 1891).

В 1885 г. в Петербурге издано было братом писательницы, П. В. Жадовским, "Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской", в 3 томах; в 1886 г. вышел там же дополнительный том, содержащий переписку ее и стихотворения, а в 1894 г. - "Полное собрание сочинений" ее переиздано в Петербурге, в 4 томах. Некоторые стихотворения Ж. положены на музыку А. С. Даргомыжским ("Молю Тебя, Создатель мой", "Чаруй меня, чаруй") и другими композиторами.

Биография Ж. при Полном Собрании сочинений, издания 1885 и 1894; Н. П. Федорова, Воспоминания об Ю. В. Ж. ("Исторический Вестник" 1887, т. 30, стр. 394-407); Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1888, изд. 3-е, стр. 489-492; А. Н. Сальников, Русские поэты за сто лет, СПб. 1901, стр. 209-212; Галерея Русских писателей, изд. С. Скирмунта, М., 1901, стр. 423; Архив Брюлловых, под ред. И. А. Кубасова, СПб. 1900, стр. 158- 159; Н. Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. X, XI и XII; Сочинения Белинского, изд. 1861, ч. XI, стр. 46-47; Сочинения В. Н. Майкова, т. II, Киев, 1901, стр. 96-102; Сочинения и переписка П. А. Плетнева, т. II, СПб. 1885, стр. 542-546; Сочинения Н. А. Добролюбова, т. II, СПб. 1862, стр. 193-208, т. IV, стр. 456; Сочинения Д. И. Писарева, т. І, изд. 1894, стр. 4-6; Сочинения А. В. Дружинина, т. VI, стр. 122-124, 163 и 198-200 и 717; "Северный Вестник" 1885, № 1; "Еженедельное Обозрение" 1885, № 64; "Русская Мысль" 1885, № 6; Сочинения А. Григорьева, стр. 80, 107; Сочинения А. М. Скабичевского, т. І (то же - "Вестник Европы" 1886, № 1), стр. 5-28; "Поэзия и личность Жадовской", статья И. И. Иванова в сборн. "Почин" 1896 г., стр. 270-283; "Древняя и Новая Россия" 1877 г., № 9, стр. 71-74, статья П. В. Быкова; "Неделя" 1876, в статье M. Цебриковой о русских писательницах; "Новый Русский Базар" 1875 г., № 2, статья П. В. Быкова; Стихотворения М. П. Розенгейма, изд. 1858, стр. 140; И. С. Аксаков в его письмах, ч. І, М. 1888, приложение. стр. 89; "Исторический Вестник" 1883 г., т. XIV, стр. 463; "Московский. Листок" 1883, № 258; "Московские Ведомости" 1883, № 260; "Записки Учителя" 1883, кн. 6, стр. 356-357; "Мирской Толк" 1883, № 35; "Живописное Обозрение" 1884, № 12; Князь H. H. Голицын, Биографический словарь Русских писательниц, СПб. 1889, стр. 112-113; С. И. Пономарев, Наши писательницы, СПб. 1891, стр. 35; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных Русских писателей, вып. III и сл.; "Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1886 г.", стр. 14; "Русская Старина" 1891, т. 69, стр. 484; "Щукинский Сборник", вып. IV, M. 1905, стр. 311-859 (письма Ж. к Ю. Н. Бартеневу 1845-1852 гг.); Справочный Энциклопедический Словарь Старчевского, т. IV, СПб. 1855, стр. 284-285; Фидлер, "Der Russische Parnass"; "Женское Образование" 1883, № 9, стр. 618-621; "Одесский Вестник" 1883, № 215; "Русский Курьер" 1883, № 186; "Южный Край" 1883, № 949; "Новь" 1885, т. II, № 7, мозаика, стр. 425 и 1886, т. IX, № 9, мозаика, стр. 476 и № 10, стр. 201; "Сев. Вестн." 1885, № 1, стр. 199-200.

Б. Модзалевский.

{Половцов}

Жадовская, Юлия Валериановна

Писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Ж. успехами в русской словесности обратила на себя особенное внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить ее занятиями и развивать ее эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Ж. не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Ж. познакомилась с М. П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" насколько ее стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым, Розенгеймом и др. писателями. В 1846 г. Ж. издала свои стихотворения, доставившие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с Хомяковым, Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, но славянофилкой не сделалась.

Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в массах, Ж. стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Ж. значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести - "Простой случай" (1847) - изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на той же коллизии: молодая девушка из помещичьей семьи влюбляется в бедного учителя из семинаристов - и опять молодые люди расстаются, не смея и помыслить о браке. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Ж., а в 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, под заглавием "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Ж. и она совсем перестала писать. В 1862 г. она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского ("Сочинения", XI, 46) о первом сборнике стихотворений Ж. неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском "Москвитянине". Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике - Добролюбова ("Сочинения", II, 210), ценившего в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Ж. издано П. В. Жадовским (СПб., 1885).

Ср. А. Скабичевский, "Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Ж." ("Сочинения", т. I).

ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА

Жадовская Юлия Валериановна - писательница (1824 - 1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у тетки, А.И. Корниловой, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Жадовская обратила на себя внимание преподавателя русской словесности, П.М. Перевлесского. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Жадовская познакомилась с М.П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" несколько ее стихотворений, в Петербурге - с Хомяковым, Загоскиным, Иваном Аксаковым, с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым. В 1846 г. вышли в свете ее стихотворения. Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, Жадовская стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом, и испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. В своих произведениях она всегда изображала одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание все примиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Жадовской значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести "Простой случай" (1847) изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на аналогичной коллизии. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Жадовской. В 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Жадовскую, и она решилась выйти замуж за старика доктора К.Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского о первом сборнике стихотворений Жадовской неблагоприятен. Гораздо благосклоннее отнесся к ее второму сборнику Добролюбов, ценивший в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Жадовской издано П.В. Жадовским в 4 томах с предисловием П. Быкова (СПб., 1885 - 86). - Ср. Добролюбов "Сочинения"; А. Скабичевский "Песни о женской неволе в поэзии Юлии Валериановны Жадовской" ("Сочинения", т. I); И. Иванов, в сборнике "Новая Культурная Сила"; Венгеров "Источники Словаря русской письменности".

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (1824-83) русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники "Стихотворения", 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе (романы …
  • ЖАДОВСКАЯ ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Юлия Валериановна , русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА
    писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЮЛИЯ ВАЛЕРИАНОВНА
    ? писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу …
  • ЖАДОВСКАЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Юлия Валериановна (1824-83) , русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике (сборники «Стихотворения», 1846 и 1858), отмеченной искренностью душевных переживаний, …
  • ’ЮЛИЯ в Библейском словаре:
    (Рим.16:15) — аналог. Мариамь …
  • ЮЛИЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Рим 16:15). Ее с Филологом, Ниреем и сестрой его, Олимпаном и всех с ними святых приветствует ап. Павел в своем …
  • ЮЛИЯ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Julie) - героиня романа Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза» (1761). Роман назван по имени возлюбленной средневекового философа П.Абеляра (1079-1142) - Элоизы …
  • ЮЛИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Julia) — имя представительниц рода Юлиев (см. Юлии, римский род). Известнейшие из них были:1) Юлия — младшая сестра диктатора Цезаря, …
  • ЮЛИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Julia) - имя представительниц рода Юлиев (см. Юлии). Известнейшие из них были: 1) Юлия - младшая сестра диктатора Цезаря, бывшая …
  • ЮЛИЯ в Словаре Кольера:
    I (Iulia) (ок. 83 до н.э. - 54 н.э.), дочь Юлия Цезаря, которую он в 59 до н.э., после создания …
  • ЮЛИЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ЮЛИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЮЛИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ЯКОВЛЕВА ЮЛИЯ ИВАНОВНА (ЮЛИЯ БЕЗРОДНАЯ)
    Яковлева (Юлия Ивановна) - писательница. Известна под псевдонимом Юлия Безродная. Родилась в 1859 г., в семье чиновника. В 1875 г. …
  • ЖАДОВСКАЯ ЕЛИЗАВЕТА в Краткой биографической энциклопедии:
    Жадовская Елизавета - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, Москва, 1859). Ей принадлежат еще: "Басни и стихотворения" (Москва, 1857); …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, М., 1859). Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" (М., 1857), …
  • ЖАДОВСКАЯ, ЕЛИЗАВЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона (ч. I, М., 1859). Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" (М., …
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР
    Римский император из рода Северов, правивший в 222-235 гг. Род. в 206 г. Умер 235 г.Гессий Бассиан Алексиан, получивший позже …
  • АВГУСТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Гай Юлий Цезарь Октавиан (первый император Рима, 27 - 14 до н. э.) Этот титул получил Октавиан, внучатый племянник Гая …
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР, МАРК АВРЕЛИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император из рода Севе-Ров, правивший в 222—235 гг. Род. в 206 г. Умер 235 г. Гессий Бассиан Алексиан, получивший …
  • СЕН-ПРЕ в Литературной энциклопедии:
    (фр. Saint-Preux) - герой эпистолярного романа французского писателя Ж.Ж.Руссо «Новая Элоиза» (1761). С.-П. в переводе означает «витязь», «рыцарь», «герой». Это …
  • МАЙКОВ в Литературной энциклопедии:
    1. Аполлон Николаевич — поэт. Родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи. В течение многих лет Майков служил …
  • ШВЕЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ШЛЕГЕЛЬ, ФРИДРИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Schlegel) — выдающийся немецкий критик и филолог, один из основателей романтической школы, брат Августа Вильгельма Ш. Родился в Ганновере в …
  • ФОРУМ РИМСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (forum) — четырехугольное, ограниченное со всех сторон удлиненное пространство, преимущественно площадь или рынок, в городе или вне его, как самостоятельный …
  • УЛАНД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • РУССКИЙ ВЕСТНИК, ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Основан в 1856 г. М. Н. Катковым (при содействии П. М. Леонтьева), в Москве, и выходил под его редакцией сперва …
  • МИЛЬТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мильтон (John Milton) - классический английский поэт (1608 - 74),род. в Лондоне, был сыном состоятельного ходатая по делам, получил оченьосновательное …
  • ЛЕЙЗЕВИЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иоганн-Антон Leisewitz, 1752-1810) — нем. писатель. Учась в геттингенском унив., примкнул к так назыв. Геттингенскому союзу поэтов (см.), основанному для …
  • КОРСУН - УЕЗДНЫЙ Г. СИМБИРСКОЙ ГУБ. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    при р. Барыше и Корсунке. Город возник, вероятно, в период 1648-1654 г., при проведении корсунской сторожевой черты, проходившей от р. …
  • КАЗАНСКИЕ МОНАСТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    1) мужской общежительный — Смоленской губ., Сычевского у. Учрежден в 1864 г. — 2) К.-Богородицкий мужской 2-го кл., Пензенской губ., …
  • ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Архитектура. — Итальян. искусство берет свое начало в памятниках первых веков христианства и воспоминаниях об искусстве древнего мира. Разнообразие романской …
  • ЖЕНЩИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Каковы бы ни были формы половых отношений в первобытном обществе (см. Гетеризм), быт Ж. на этой ступени человеческого развития мало …
  • ГЕОПОНИКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (??????????) — греческое название древних авторов, писавших об агрономии. Сохранилось много трудов этого рода как в греческой литературе, так и, …
  • ГАЛЛЫ КЕЛЬТЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны, Рецию, Паннонию, Цизальпинскую Галлию и Умбрию. В V в. до …
  • ВРЕМЯ, ЖУРНАЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    журнал литературный и политический; издавался в С.-Петербурге в 1861-63 гг. M. M. Достоевским, а негласным редактором его был Ф. M. …
  • АВГУСТ КАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ ОКТАВИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    первый римский император, первоначально назыв. Кай Октавий, сын Кая Октавия и Атии, дочери Юлия, младшей сестры Юлия Цезаря, род. 23 …
  • ШЛЕГЕЛЬ, ФРИДРИХ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Schlegel) ? выдающийся немецкий критик и филолог, один из основателей романтической школы, брат Августа Вильгельма Ш. Родился в Ганновере в …
  • ШЕКСПИР, ВИЛЬЯМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Русская поэтесса и писательница. Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в народе, Жадовская стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжёлый гнёт, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню - себя. Мотивы её стихотворений - оплакивание любви, задушенной в её расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни.

Николай Лавров(1820-1875). "Портрет Юлии Валериановны Жадовской "

Родилась в семье крупного чиновника Ярославской губернии Валериана Жадовского.
Увидев первый раз девочку, ее мать тут же потеряла сознание, а акушерка, принимавшая роды, долго и неистово крестилась. Зрелище было явно не для слабонервных – у малышки не хватало левой руки, а на правой из пяти пальцев сумели сформироваться только три.
Сейчас можно только гадать, что послужило причиной того, что беременность развивалась не совсем нормально. Молодая мама считала, что это ей наказание божье за то, что она вышла замуж за Валериана (у него уже была невеста). Женщина казнила себя и день и ночь, и неудивительно, что вскоре болезнь свела ее в могилу.

Отцу недосуг было заниматься дочерью, тем более что он занялся устройством личной жизни. А чтобы дочь не напоминала ему о неудачно сложившейся женитьбе, он отправил ее к бабушке, в Костромскую область. Надо сказать, что старая помещица тоже не очень-то обрадовалась появлению в доме калеки. И хотя куском хлеба внучку она не попрекала, но и особого внимания ей не уделяла – девочка была предоставлена сама себе…

Она выучилась читать и очень полюбила это занятие. Потом попробовала сама писать буквы и постепенно освоила чистописание. Когда бабушка заболела, Юлю отправили в Кострому к сестре матери, А. И. Корниловой, женщине образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов XIX века. Поскольку тетка уделяла племяннице достаточно внимания, она стала для девочки кумиром. Под ее влиянием Юля и сама начала писать стихи.

Поступив в пансион Прибытковой в Костроме, Жадовская успехами в русской словесности обратила на себя особое внимание преподававшего этот предмет Петра Мироновича Перевлесского. Он стал руководить её занятиями и развивать её эстетический вкус. Это был очень своеобразный молодой человек - сын дьякона, он поначалу пошел по стопам отца и поступил в духовную семинарию, но, проучившись год, понял, что это не его стезя, и стал студентом Педагогического института Московского университета.
Юля ему как-то сразу приглянулась. Он сам подбирал литературу, которую должна была прочесть ученица, обсуждал с нею новинки книжного мира, формировал эстетический вкус. Они стали задерживаться и после занятий, а однажды учитель признался ученице в любви. Этот вечер стал самым счастливым в ее жизни! Ведь она тоже давно его любила…
Но отец Жадовской не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом - это были те времена, когда между «титулярным советником» и «генеральской дочерью» никакого брака быть не могло. Юлин избранник – отнюдь не дворянин и отец запретил дочери даже думать о замужестве. Обливаясь слезами, она призналась любимому, что отныне и навсегда её не коснется ни одна мужская рука. Она будет ему верна и любить его всю жизнь, пусть и на расстоянии.
Забегая вперед - Петр Перевлевский сделал блестящую карьеру. Он написал несколько учебников по синктаксису и грамматике, а в июле 1851 года был назначен адъюнкт-профессором Императорского Александровского Лицея. В конце того же года был определен и секретарем Лицейского Совета. Кроме того, Петр Миронович был издателем самой дешевой библиотеки русских писателей для того, чтобы с их произведениями могли ознакомиться не только богатые люди, но и народ.

Вне всяких сомнений – Юлия Жадовская была бы ему верным другом и спутницей, но отец не мог предвидеть так далеко. Кстати, Петр ездил за своей Юлечкой в первые годы постоянно. Она переехала к отцу в Ярославль - он тут как тут, отец повез ее в Москву, а через неделю в столице оказался и Перевлевский. Они долгое время поддерживали переписку, он продолжал следить за ее эстетическим совершенствованием, и зачастую был первым читателем ее стихов. О чем бы она ни писала, в любом стихотворении чувствовалась острая боль. А оттого было что-то проникновенное в ее немудреных откровениях.
В чем-то Жадовской повезло. Ее творчество отметил известный публицист и писатель Михаил Погодин, который охотно печатал ее стихи в журнале «Московитянин». Ею восторгался Николай Добролюбов, одно из самых ярких российских перьев той эпохи.
В Петербурге она познакомилась с князем П. А. Вяземским, Э. И. Губером, А. В. Дружининым, И. С. Тургеневым, М. П. Розенгеймом и другими писателями. В 1846 году Жадовская издала свои стихотворения, давшие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с А. С. Хомяковым, М. Н. Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, однако сама славянофилкой не стала.
А вот Виссариона Белинского не тронула история искалеченной молодой женщины, у которой отняли даже любовь, он не разделял всеобщего восторга творчеством поэтессы. И удивлялся тому, что же все находят в том же стихотворении, посвященном Брюллову, кроме щенячьего восторга?
Отзыв Белинского о первом сборнике стихотворений Жадовской неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском «Москвитянине». Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике - Добролюбова, оценившего в них «задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения».

Чем старше становился её отец - Валериан Жадовский, тем больше зацепок и придирок находил он для дочери. Гордился ли он тем, что она стала известной? Если и да, то не старался показывать вида. На людях же он спуску дочери не давал.
Давний друг семьи, его личный доктор, пожилой вдовец с детьми, как-то не выдержал: «И охота вам, Юлия Валериановна, такие издевательства терпеть? Выходите за меня замуж, да и переезжайте ко мне…»
А как же девичьи клятвы? Поразмыслив, Юлия решилась на этот брак. В 1862 году она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца.
Ей и в самом деле стало полегче. Но в 1866 году неожиданно скончался ее милый друг – Петр Перевлевский, а спустя четыре года перешел в мир иной и муж. Писать стало не для кого…
Юлия Валериановна скончалась 9 августа 1883 года. Спустя два года вышел четырехтомник ее сочинений. Полное собрание сочинений Жадовской было издано её братом П. В. Жадовским.
Так устроена жизнь – многих поэтов начинают любить после их смерти…

Прощай! Не нужно мне участья:
Не жалуюсь, не плачу я,
Тебе - вся прелесть бытия,
Тебе - весь блеск земного счастья,
Тебе - любовь, тебе - цветы,
Тебе - все жизни наслажденья; -
Мне - сердца тайные мученья
Да безотрадные мечты.
Прощай! Пришла пора разлуки...
Иду в печальный долгий путь...
Бог весть, придется ль отдохнуть
Мне здесь от холода и скуки!

***
Люди много мне болтали
О тебе добра и худа;
Но на все пустые толки
Я с презреньем отвечала.
пусть кричат, что им угодно,
Про себя я говорила,
Мне всю правду сердце скажет:
Лучше всех оно сумеет
Различить добро и худо.
И с тех пор, как полюбила
Я тебя, прошло не мало
Дней веселых и печальных;
Разгадать же и теперь я
Не могу, как ни стараюсь,
Что в тебе я так любила;
То ли, что хвалили люди,
Или то, что осуждали?..

Как мне вечером скучно одной,
Да притом же не в шутку больной!
Я б охотно послушала сказки,
Дождалась бы и глупой развязки;
А уж если бы песню кто спел,
Мой недуг бы как раз отлетел.
Мне работать, читать запретили.
Да еще бы хоть звезды светили!
Нет, в окошко, темна, холодна,
Ночь угрюмая смотрит одна;
Шумно сани порой проезжают,
Да у дома в потемках мерцают,
И лениво, и тускло горя,
Покривленные два фонаря.
С каждым часом минуты длиннее,
С каждым часом в душе холоднее.
Вот и песня... Спасибо тому,
Кто запел, невзирая на тьму, -
И не мыслит о том, не гадает,
Кто ему с наслажденьем внимает:
Для себя одного он поет
И по улице дальше идет...

Писательница (по мужу Севен). Родилась 29-го июня 1824 г. в сельце Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Ж., принадлежавшего к древнему дворянскому роду. В. H. служил сперва во флоте, а затем, выйдя в отставку в чине капитан-лейтенанта, перешел в гражданскую службу и был до начала 1850-х гг. председателем Ярославской палаты Гражданского Суда; матерью писательницы была Александра Ивановна Готовцева, в 1821 г. с шифром окончившая курс Смольного Института; Ю. В. была первым ребенком от этого брака. Родилась она с физическим недостатком: у нее не было левой руки, а на правой было только три пальца. После смерти матери в 1825 году Ю. В. Жадовская росла в доме своей бабушки, Готовцевой, в сельце Панфилово (Буйского уезда). Любовь и заботливость своей бабушки она описала в 1-й части своего романа: "В стороне от большого света". Недюжинные способности Жадовской проявились рано: на шестом году она уже свободно читала, а вскоре, без посторонней помощи, научилась и писать. Деревенская библиотека ее деда Готовцева была предоставлена в полное ее распоряжение, и она, не руководимая никем в выборе книг, читала все, что находила: например, сочинения Вольтера, Руссо, и в то же время Эккартсгаузена и других мистиков. До 12-ти летнего возраста Ж. безвыездно прожила у бабушки, "пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы; более всего она любила, хотя и бессознательно, отдаваться созерцанию красот природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки - мечтательный, вдумчивый, терпеливый". Приехавшая в Панфилово тетка Ж., Анна Ивановна Корнилова, рожденная Готовцева (Пушкин, князь Вяземский и Языков писали ей послания и сама она печатала стихи в журналах 1820-1830 гг.), взяла племянницу к себе в Кострому для изучения там французского языка. Прожив в Костроме около года, Ж. вернулась к бабушке, а затем, на 15 году жизни, отдана была отцом в Костромской пансион госпожи Прево де Люмьен, где с первых же дней сделалась общей любимицей и лучшей ученицей. Вскоре, однако, отец взял ее к себе в Ярославль и пригласил для занятий с нею русским языком молодого, талантливого преподавателя Ярославской гимназии П. М. Перевлесского, которому суждено было сыграть в жизни Ж. видную роль. Заметив в своей ученице недюжинные способности и поэтическое дарование, Перевлесский всячески старался способствовать ее развитию и образованию и поощрял первые ее опыты в поэзии. Под влиянием этих отношений, в душу девушки закралось чувство любви, глубокой и искренней, к своему наставнику. Чувство это было взаимное. В продолжение двух или трех лет они однако скрывали свои чувства; Ж. обнаруживала их только в своих стихотворениях (первые из них напечатаны были в 1843 г. в "Москвитянине"). Но когда, в 1843 г., Перевлесский, против воли, переведен был в Москву, молодые люди объяснились и просили у старика Жадовского разрешения обвенчаться. Не желая видеть дочь женой бедного, незнатного учителя, Жадовский отвечал решительным отказом. Отказ этот, принятый безропотно и с наружным спокойствием, стоил Жадовской многих годов тяжелых душевных страданий, которые надломили ее здоровье. Приписывая пережитому ею чувству решительное влияние на свой характер, Ж. писала в письме к Ю. Н. Бартеневу: "Дай Бог всякой женщине выбиться из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и горя, не утратив сил и бодрости духа. Любовь для женщины - особенно первая (а первой я называю и последнюю, т. е. ту, которая всех сильнее) - есть проба ее сил и сердца. Только после такой любви формируется характер женщины, крепнет воля, является опытность и способность размышлять...". И действительно, произведения Ж., написанные ею в этот период, - лучшие из лирических пьес ее: они носят отпечаток непосредственного искреннего и глубокого душевного движения. Чувство к Перевлесскому долго жило в ней, и много лет она таила надежду соединить свою судьбу с судьбой любимого человека. Чтобы заглушить сердечную пустоту, тяготившую ее в доме любившего ее по-своему, но тяжелого по характеру отца, 19-летняя Ж. взяла к себе на воспитание свою двоюродную сестру-сироту H. П. Готовцеву, заботам которой посвятила всю свою жизнь, самоотверженно и с любовью отдавши себя ее воспитанию, Жадовский, с своей стороны, старался развлечь дочь и неоднократно возил ее в Москву и Петербург, где она познакомилась со многими представителями литературного и артистического мира; в Москве она бывала у искренно ею любимого Ю. Н. Бартенева, который знал ее еще девочкой в Костроме; он доставил ей знакомство с Погодиным; встречалась она также с Хомяковым, Загоскиным, И. Аксаковым, Ф. Глинкою; в Петербурге она посещала дом Ф. И. Прянишникова, где, между прочим, встретилась с К. Брюлловым, а M. П. Вронченко, знавший Ж. еще в Ярославле, познакомил ее с И. С. Тургеневым, А. В. Дружининым, князем П. А. Вяземским, М. П. Розенгеймом, Э. И. Губером. Все оказывали внимание талантливой девушке, за которою к этому времени уже упрочилась известность писательницы. В 1846 г. ею выпущен был в Москве сборник "Стихотворений", встреченный сочувственными отзывами тогдашних критиков, которые, однако, отмечали в ее произведениях не столько поэтические достоинства, сколько "гражданские мотивы", материал для суждения и понимания положения мыслящей женщины, приниженной и забитой окружающей обстановкой. Так, например, В. Н. Майков писал, что стихотворения Ж. "вполне выражают собой общий характер и общественное положение женщины", так как темою всех их "служит внутренняя , борьба женщины, которой душа развита природой и образованием, со всем тем, что противодействует этому развитию и что не может с ним ужиться. Это - полная, хотя и краткая история женской души, исполненной стремлением к нормальным условиям жизни, но встречающей на каждом шагу противоречия и преграды своему стремлению не в одних внешних обстоятельствах, но и в собственных недоразумениях, колебаниях и самообольщениях". В заключение своего разбора Майков, говоря, что Ж. одарена "и талантом, и способностью к дальнейшему развитию", желал видеть в ее произведениях "больше любви к жизни и как можно меньше любви к призракам". Белинский также высказывал сожаление, что источник вдохновения ее таланта "не жизнь, а мечта". Наконец, в "Библиотеке для чтения" говорилось, что в стихотворениях Ж. "видно сильное дарование; везде проглядывает глубокое чувство или замечательная мысль; она пишет не по заказу, не от нечего делать, а по неодолимому влечению души, по глубокому поэтическому призванию". П. А. Плетнев в своем разборе также находил, что Ж. выразила стихами внутренний мир свой, мир женщины, чувствующей, мечтающей, любящей, надеющейся и верующей", но и он желал видеть в ее произведениях "полноту жизни, богатство характеров, более решительное направление поэзии". Отзывы эти прекрасно характеризуют талант Ж. в раннюю пору его развития, когда, после перенесенной ею душевной бури, она старалась отдаваться отвлеченным мечтаниям, созерцанию природы и внутренним душевным движениям. Находя утешение в литературных занятиях, Ж. много писала и ее произведения часто появлялись в печати; так, многочисленные стихотворения помещались в "Московском литературном и ученом Сборнике", "Московском Городском листке", "Библиотеке для чтения" (1847), "Москвитянине" (1848, 1851, 1852, 1853 и 1855), "Ярославском Литературном Сборнике" (1850), "Рауте" (1851 и 1854). В 1857 г. Ж. выступила с романом: "В стороне от большого света" ("Русский Вестник" 1857 г., № 5-8 и отдельное издание, М. 1857 г., издание 2-е М. 1887 г.), в котором, как и в других повестях (отдельное издание их вышло в Санкт-Петербурге в 1858 г.; сюда вошли: "Простой случай", "Неумышленное зло", "Отрывки из дневника молодой женщины", "Переписка", "Ни тьма, ни свет", "Непринятая жертва", "Сила прошедшего"), содержится много автобиографических данных и находится живая галерея деревенских дореформенных типов, нарисованных бесхитростно и правдиво; роман этот, названный Добролюбовым "замечательным", обратил на себя внимание тогдашней публики. В 1858 г. появился второй сборник "Стихотворений" Жадовской, дополненный, сравнительно с изданием 1846 г., многими новыми пьесами. Он был встречен общими похвальными отзывами, а Добролюбов в подробном разборе его, "не задумываясь", причислил его "к лучшим явлениям нашей поэтической литературы последнего времени". "Задушевность, полная искренность чувства, и спокойная простота его выражения" - вот, по его мнению, главные достоинства стихотворений Жадовской. Настроение чувств ее - грустное; главные мотивы ее - задумчивое созерцание природы; сознание одиночества в мире, воспоминание о бывалом, когда-то светлом, счастливом, но безвозвратно прошедшем.... Она сумела найти поэзию в своей душе, в своем чувстве, и передает свои впечатления, мысли и ощущения совершенно просто и спокойно, как вещи очень обыкновенные, но дорогие ей лично. Это именно уважение к своим чувствам, без всякой претензии на возведение их в идеал всемирный, и составляет прелесть стихотворений Жадовской. Такими же, приблизительно, словами приветствовал сборник "Стихотворений" Ж. и Писарев. Изредка в произведениях Ж. звучат "гражданские мотивы", как например в стихотворениях: "И. С. Аксакову", "Среди бездушных и ничтожных", "Н. Ф. Щербине", "Говорят, придет пора", "Современному человеку", "Н. А. Некрасову"; в духе поэзии Кольцова и Никитина написаны такие прелестные пьесы, как "Нива, моя нива" и "Грустная картина"; кроме того, Ж. переводила из Гейне, Фрейлиграта, Уланда, Зейдлица. Литературная деятельность ее заключилась романом "Женская история" и повестью "Отсталая", напечатанными первый - в журнале "Время" 1861 г., № 2-4 (и отдельным изданием, СПб., 1861), а вторая-в № 12 того же журнала за тот же год; но они не имели успеха у публики. С начала 1860-х гг. Ж. уже почти не появлялась в печати. Вернувшись из Петербурга в Ярославль, она вышла замуж за старика-доктора Карла Богдановича Севена, давнего друга дома Жадовских. По смерти больного отца (1870), за которым она самоотверженно ухаживала в продолжение 5 лет, Ж. вскоре продала свой дом в Ярославле и купила себе небольшое имение в 7 верстах от г. Буя, Костромской губ. (с. Толстиково, недалеко от усадьбы ее бабушки, где она провела детство) и здесь доживала свой невеселый век. Потеряв в 1881 г. мужа, Ж. медленно угасала и 23 июля 1888 г. умерла в своем имении, селе Толстикове, Буйского уезда.

Кроме указанных выше изданий, произведения Ж. находятся: в "Иллюстрации" 1850-х гг., "Сыне Отечества", "Русском Вестнике" 1857 г., "Сборнике в память А. Ф. Смирдина" (1858), "Русском Слове", "Костромских Губернских Ведомостях" (1856), "Ярославских Губернских Ведомостях" (1856 и 1889), "Русской Старине" (1890 и 1891).

В 1885 г. в Петербурге издано было братом писательницы, П. В. Жадовским, "Полное собрание сочинений Ю. В. Жадовской", в 3 томах; в 1886 г. вышел там же дополнительный том, содержащий переписку ее и стихотворения, а в 1894 г. - "Полное собрание сочинений" ее переиздано в Петербурге, в 4 томах. Некоторые стихотворения Ж. положены на музыку А. С. Даргомыжским ("Молю Тебя, Создатель мой", "Чаруй меня, чаруй") и другими композиторами.

Биография Ж. при Полном Собрании сочинений, издания 1885 и 1894; Н. П. Федорова, Воспоминания об Ю. В. Ж. ("Исторический Вестник" 1887, т. 30, стр. 394-407); Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1888, изд. 3-е, стр. 489-492; А. Н. Сальников, Русские поэты за сто лет, СПб. 1901, стр. 209-212; Галерея Русских писателей, изд. С. Скирмунта, М., 1901, стр. 423; Архив Брюлловых, под ред. И. А. Кубасова, СПб. 1900, стр. 158- 159; Н. Барсуков, Жизнь и труды Погодина, т. X, XI и XII; Сочинения Белинского, изд. 1861, ч. XI, стр. 46-47; Сочинения В. Н. Майкова, т. II, Киев, 1901, стр. 96-102; Сочинения и переписка П. А. Плетнева, т. II, СПб. 1885, стр. 542-546; Сочинения Н. А. Добролюбова, т. II, СПб. 1862, стр. 193-208, т. IV, стр. 456; Сочинения Д. И. Писарева, т. І, изд. 1894, стр. 4-6; Сочинения А. В. Дружинина, т. VI, стр. 122-124, 163 и 198-200 и 717; "Северный Вестник" 1885, № 1; "Еженедельное Обозрение" 1885, № 64; "Русская Мысль" 1885, № 6; Сочинения А. Григорьева, стр. 80, 107; Сочинения А. М. Скабичевского, т. І (то же - "Вестник Европы" 1886, № 1), стр. 5-28; "Поэзия и личность Жадовской", статья И. И. Иванова в сборн. "Почин" 1896 г., стр. 270-283; "Древняя и Новая Россия" 1877 г., № 9, стр. 71-74, статья П. В. Быкова; "Неделя" 1876, в статье M. Цебриковой о русских писательницах; "Новый Русский Базар" 1875 г., № 2, статья П. В. Быкова; Стихотворения М. П. Розенгейма, изд. 1858, стр. 140; И. С. Аксаков в его письмах, ч. І, М. 1888, приложение. стр. 89; "Исторический Вестник" 1883 г., т. XIV, стр. 463; "Московский. Листок" 1883, № 258; "Московские Ведомости" 1883, № 260; "Записки Учителя" 1883, кн. 6, стр. 356-357; "Мирской Толк" 1883, № 35; "Живописное Обозрение" 1884, № 12; Князь H. H. Голицын, Биографический словарь Русских писательниц, СПб. 1889, стр. 112-113; С. И. Пономарев, Наши писательницы, СПб. 1891, стр. 35; Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойных Русских писателей, вып. III и сл.; "Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1886 г.", стр. 14; "Русская Старина" 1891, т. 69, стр. 484; "Щукинский Сборник", вып. IV, M. 1905, стр. 311-859 (письма Ж. к Ю. Н. Бартеневу 1845-1852 гг.); Справочный Энциклопедический Словарь Старчевского, т. IV, СПб. 1855, стр. 284-285; Фидлер, "Der Russische Parnass"; "Женское Образование" 1883, № 9, стр. 618-621; "Одесский Вестник" 1883, № 215; "Русский Курьер" 1883, № 186; "Южный Край" 1883, № 949; "Новь" 1885, т. II, № 7, мозаика, стр. 425 и 1886, т. IX, № 9, мозаика, стр. 476 и № 10, стр. 201; "Сев. Вестн." 1885, № 1, стр. 199-200.

Б. Модзалевский.

{Половцов}

Жадовская, Юлия Валериановна

Писательница (1824-1883). Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов. Поступив в пансион Прибытковой (в Костроме), Ж. успехами в русской словесности обратила на себя особенное внимание преподававшего этот предмет П. М. Перевлесского (впоследствии профессора Александровского лицея). Он стал руководить ее занятиями и развивать ее эстетический вкус. Молодой учитель и его ученица влюбились друг в друга, но отец Ж. не хотел и слышать о браке дочери с бывшим семинаристом. Кроткая девушка беспрекословно покорилась воле отца и, расставшись с любимым человеком, до конца жизни осталась верна его памяти. Она переехала к отцу в Ярославль, и для нее наступили годы тяжкой домашней неволи. Учиться, читать, писать приходилось тайком. Проведав, однако, о поэтических опытах дочери, отец повез ее в Москву и в Петербург, чтобы дать ход ее дарованию. В Москве Ж. познакомилась с М. П. Погодиным, напечатавшим в "Москвитянине" насколько ее стихотворений. В Петербурге она познакомилась с князем Вяземским, Губером, Дружининым, Тургеневым, Розенгеймом и др. писателями. В 1846 г. Ж. издала свои стихотворения, доставившие ей известность. Позже, во время вторичного пребывания в Москве, она познакомилась с Хомяковым, Загоскиным, И. С. Аксаковым и другими славянофилами, но славянофилкой не сделалась.

Живя исключительно сердцем, сохранив до конца жизни бесхитростную веру, какая встречается в массах, Ж. стояла на одном уровне с большинством образованных женщин своего времени, отличаясь от них лишь большей начитанностью и литературным талантом. Разделяя судьбу этих женщин, она испытала на себе тяжелый гнет, разбивший жизнь многих из них. При крайней субъективности своего таланта, она изображала в своих произведениях одну и ту же героиню - себя. Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание всепримиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни. Прозаические произведения Ж. значительно уступают ее стихотворениям. В первой ее повести - "Простой случай" (1847) - изображена несчастная любовь молодой девушки-дворянки и бедного гувернера, служащего в доме ее отца. Роман "В стороне от большого света" ("Русский Вестник", 1857) основан на той же коллизии: молодая девушка из помещичьей семьи влюбляется в бедного учителя из семинаристов - и опять молодые люди расстаются, не смея и помыслить о браке. В 1858 г. вышло новое издание стихотворений Ж., а в 1861 г. появились в журнале "Время" ее роман и повесть, на которых отразился дух времени. В первом, под заглавием "Женская история", героиней является девушка, ищущая самостоятельного труда и помогающая своей кузине, богатой невесте, выйти замуж за бедного человека, несмотря на сопротивление родных. Повесть "Отсталая" еще более проникнута духом 60-х годов, но ни она, ни "Женская история" успеха не имели; это огорчило Ж. и она совсем перестала писать. В 1862 г. она решилась выйти замуж за старика доктора К. Б. Севена, чтобы избавиться от невыносимой опеки отца. Отзыв Белинского ("Сочинения", XI, 46) о первом сборнике стихотворений Ж. неблагоприятен, что может быть объяснено отчасти тем обстоятельством, что большая их часть появилась в славянофильском "Москвитянине". Гораздо благоприятнее отзыв о втором сборнике - Добролюбова ("Сочинения", II, 210), ценившего в них "задушевность, полную искренность чувства и спокойную простоту его выражения". Полное собрание сочинений Ж. издано П. В. Жадовским (СПб., 1885).

Ср. А. Скабичевский, "Песни о женской неволе в поэзии Ю. В. Ж." ("Сочинения", т. I).

  • - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона. Ей принадлежат еще: "Басни и стихотворения" ; "Две легенды" и "Первообраз смерти, или Братоубийца" ...

    Биографический словарь

  • - писат...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница; род. 1826, † 1883 г. сент. Прибавление: Жадовская, Юлия Валериановна, р. 1824 г. 29 июня...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - известная поэтесса, р. 29 июня 1824 в Субботине, Любим. у., Яросл. г.; дочь видного чиновн., † в с. Толстикове, Буйск. у., Костромск. г., 28 июля 1883...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - русская поэтесса и беллетристка. Род. в поместье отца, чиновника особых поручений при ярославском губернаторе. Образование получила в губернском пансионе. Печаталась в "Москвитянине", "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы и педагог. Мать драм. актрисы Е. Тиме. Образование получили в петерб. Павловском ин-те благородных девиц, где обучалась семь лет. Здесь была регентом хора. Позднее обучалась пению в Петерб...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы. Выступала на оперных сценах Москвы, Вологды, Витебска и Минска, Н. Новгорода, Иркутска, Риги, Лондона, Петербурга-Петрограда, Самаре. Партии: Княгиня, Наина, Марина Мнишек, Кончаковна, Няня, Любовь...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писательница. Перевела "Потерянный Рай" Мильтона. Ей принадлежат еще следующие стихотворные произведения: "Басни и стихотворения" , "Две легенды" и "Первообраз смерти, или Братоубийца" ...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - писательница. Рано потеряв мать, воспитывалась у бабушки, потом у тетки, А. И. Корниловой, женщины образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых годов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Юлия Валериановна, русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее в наследии Ж. - любовная и пейзажная лирика. В конце 40-50-х гг. в её творчестве ощутимо воздействие поэзии Н. А. Некрасова...
  • - русская писательница. Родилась в дворянской семье. Лучшее в наследии Ж. ‒ любовная и пейзажная лирика. В конце 40‒50-х гг. в её творчестве ощутимо воздействие поэзии Н. А. Некрасова...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русская писательница, поэтесса. Автобиографические мотивы в лирике, отмеченной искренностью душевных переживаний, и прозе...

    Большой энциклопедический словарь

"Жадовская, Юлия Валериановна" в книгах

Юлия

Из книги Галерея римских императриц автора Кравчук Александр

Юлия JuliaВторая жена будущего императора Тиберия, правившего в 14-37 гг.Родилась в 39 г. до н.э.В первом браке была женой Марка Агриппы.За Тиберия вышла в 12 г. до н.э., была разведена с ним во 2 г. до н.э.Умерла в изгнании в 14 г.От первого брака у нее было пятеро детей, а от брака с

XV Юлия

Из книги Франц Кафка автора Давид Клод

XV Юлия «Безумные, мы пьем прах и душим своего отца». Цюрау не рай. На деревенской площади обосновался какой-то жестянщик, и удары его молотка разрывают барабанные перепонки. Вдобавок к этому заблудившееся в этом затерянном уголке Богемии пианино усиливает мучения. Гуси и

Юлия

Из книги Моя жизнь и люди, которых я знал автора Чегодаев Андрей Дмитриевич

Юлия Юлия Николаевна - мать А.Ч. Ее судьба. Жизнь в Саратове. Переезд в Москву. Последние дни Юлии Николаевны в Самарканде Начну с рассказа о матери: ее жизнь была много более короткой и не такой сложной, как у моего отца.Мою мать звали Юлия Николаевна. Отец долго, со дня их

Юлия

Из книги Отец и сын [СИ] автора Полле Гельмут Христианович

Юлия Юлия родилась (3750 г., 53 см) довольно спокойной девочкой. Через 3 месяца Надя уже вышла на работу. Наняли приходящую няню, затем начали носить к бабушке, а где-то с двух лет отдали в ясли-сад, первый собственный детский комбинат ТНХК. Каких-то серьёзных заболеваний, как у

Юлия

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Юлия Подвижная и заметная. Возбудимая, со стремительными эмоциями и реакциями. Она умеет добиваться своего, быть требовательной и стойкой. У нее всегда много друзей, в то же время хватает и недоброжелателей. Часто умеет зажигать окружающих своим энтузиазмом, а ее излишняя

Юлия

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Юлия Значение и происхождение имени: женская форма имени Юлий (подробнее см. раздел «Юлий, Юлиан»).Энергетика и Карма имени: этому имени присуща поразительная нервная возбудимость, стремительность эмоций, и похоже, что Юле нравится быть заводной. По крайней мере,

Юлия

Из книги Почему одни желания сбываются, а другие – нет, и как правильно захотеть, чтобы мечты сбывались автора Лайтман Рейчел Соня

Юлия Сегодня пришла на новый курс в университет. Сидят такие типа руководители, лет по двадцать пять, поколение Y, гиперактивные и довольно конфликтные. На три четверти - жители столицы. На каждую мою фразу выдают десять своих, аргументы (даже в цифрах) не воспринимают,

ЮЛИЯ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

ЮЛИЯ Происхождение имени: «кудрявая, пушистая» (латинское).Именины (по новому стилю): 31 мая; 29 июля.Положительные черты характера: Юлия одарена уникальным чувством юмора, острым умом, наблюдательностью, находчивостью. Она способна проявлять изворотливость и «выходить

Юлия

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Юлия От Иулия - «волнистая, пушистая» (греч.). Подвижная, заметная, идущая вверх по лестнице. В чем-то неприкаянная. Дитя любви, с детства окружена поклонением и с достоинством принимает его. Этому имени присуща поразительная нервная возбудимость, стремительность эмоций, и

Юлия

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Юлия Подвижная и заметная. Возбудимая, со стремительными эмоциями и реакциями. Она умеет добиваться своего, быть требовательной и стойкой. У нее всегда много друзей, в то же время хватает и недоброжелателей.Часто умеет зажигать окружающих своим энтузиазмом, а ее излишняя

Юлия

Из книги Императорский Рим в лицах автора Федорова Елена В

Юлия Юлия, дочь Тита. Мрамор. Рим. Национальный Римский музей (музей Терм)Флавия Юлия была единственной дочерью Тита; она не отличалась никакими выдающимися качествами. Судьба Юлии не была счастливой. Ее дядя Домициан, наследовавший Титу, отобрал ее у мужа и сделал своей

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

Юлия Валериановна Жадовская 1824–1883 Молитва к Божией Матери Мира заступница, Матерь всепетая! Я пред Тобою с мольбой: Бедную грешницу, мраком одетую, Ты благодатью прикрой! Если постигнут меня испытания, Скорби, утраты, враги, В трудный час жизни, в минуту страдания, Ты мне,