ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Узник сижу за решеткой в темнице сырой. Александр Пушкин — Узник: Стих

Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем. Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто. Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились. Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года. Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы. Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».

Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.

Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе. Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море. Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.

Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее. Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее. А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.

Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней. Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу. Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!

Свободолюбивый красавец-русофоб, презиравший свет, ученик Пушкина, убитый снайпером с горы, и другие знания, полученные на школьных уроках и из просветительских телепередач, которые срочно нужно забыть

Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 год

1. Лермонтов родился в Тарханах

Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.

2. Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений

Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го-ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере-вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон-тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)


Маршировка юнкеров Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Литография с рисунка Акима Шан-Гирея. 1834 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

3. Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

Все это ни на чем не осно-ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления , кото-рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото-рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.

4. Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи

На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче-ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер . Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.

Видимо, такое представление о внешности Лермонтова сложилось под влиянием его персонажа. Так, в мемуарах и беллетристике периодически встречается упоминание о взгляде Лермонтова: язвительном, злобном, преследующем. Но большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, широкий в плечах, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах. В юнкерской школе он сломал ногу и потом прихрамывал. Один из мемуаристов отмечал, что из-за какой-то врожденной болезни лицо Лермонтова иногда покрывалось пятнами и меняло цвет. Впрочем, есть и упоминания о том, что Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола.

6. Пушкин был учителем Лермонтова

Часто говорят, что Пушкин был учителем Лермонтова; иногда рассказывают, что, переехав в Петербург и познакомившись с пушкинским окружением, поэт из благоговения боялся знакомиться со своим кумиром. Лермонтов действительно находился под впечатлением от романтических поэм Пушкина и под их влиянием создал несколько своих собственных. Например, у Лермонтова есть поэма с тем же названием, что и у Пушкина, — «Кавказский пленник». В «Герое нашего времени» многое взято из «Евгения Онегина». Но влияние Пушкина не стоит преувеличивать , он был далеко не единственным образцом для Лермонтова.


Пушкин и Гоголь. Миниатюра А. Алексеева. 1847 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

Иногда говорят, что даже в гибели на дуэли Лермонтов «подражал» Пушкину, но это мистическая интерпретация, не основанная на фактах. На последнюю пушкинскую дуэль скорее похожа первая лермонтовская — с французом Эрне-стом де Барантом, ранее одолжившим оружие секунданту Дантеса. Дуэль Лермонтова с де Барантом окончилась без урона для обоих противников, однако поэт был отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся.

7. Лермонтов написал «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

Нет, это стихи Пушкина. В авторах классических русских стихотворений неред-ко путаются даже школьные учителя: «Весеннюю грозу» Тютчева приписывают Фету, «Под насыпью, в рву некошеном» Блока — Некрасову и так далее. Обыч-но под текст «подбирают» автора с соответствующей репутацией; за Лермонто-вым в русской культуре прочно закреплен ореол мрачного изгнанничества, романтического одиночества и порыва к свободе. Поэтому кажется, что пуш-кин-ский «Узник» больше подходит Лермонтову, чем его собственное стихо-тво-рение с тем же названием («Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня…»).


Лермонтов, Белинский и Панаев. Иллюстрация к «Журналисту, читателю и писателю». Рисунок Михаила Врубеля. 1890-1891 годы Государственная Третьяковская галерея

8. Лермонтов с ранней юности был гениальным поэтом

Поэт якобы состоялся в ранней юности, как и Пушкин. На самом деле раннее поэтическое творчество Лермонтова в значительной степени подражательно и содержит множество прямых заимствований, которые без труда были распознаны современниками. Белинский предполагал, что стихотворения Лермонтова, которые ему не нравились, «принадлежат к самым первым его опытам, — и нам, понимающим и ценящим его поэтический талант, приятно думать, что они [первые опыты] не войдут в собрание его сочинений».

9. Лермонтов, свободолюбивый, словно Мцыри, скучал в высшем свете и презирал его

Лермонтов действительно тяготился неестественностью поведения людей в высшем свете. Но одновременно сам участвовал во всем, чем жило светское общество: в балах, маскарадах, светских вечерах и дуэлях. Скучая, поэт, как и многие молодые люди в 1820-1830-е годы, подражал Байрону и его герою Чайльд-Гарольду. Представление о Лермонтове как о противнике высшего света закрепилось в литературоведении в советское время, очевидно, благодаря «Смерти поэта», в которой речь идет об ответственности император-ского двора за смерть Пушкина.  

Стихотворение «Узник» было написано в 1922 году, когда Пушкин находился в ссылке в Кишиневе. В это время он близко сошелся с М.Ф Орловым и будущим декабристов В.Ф. Раевским. Орлов в 1920 году принял командование 16-й дивизией. Он был настроен воинственно, планировал принять участие в греческом восстании, которое, по его мнению, входило «в план русской революции».

После разгрома кишиневского кружка, которым руководил М. Орлов, и ареста В. Раевского Пушкин написал стихотворение «Узник». Но в этом стихотворении поэт считал себя узником лишь отчасти, тем более что вскоре ему представилась возможность уехать из Кишинева, где стало неуютно и небезопасно.

На тему этого произведения, конечно, повлияло и увлечение поэта романтическими идеями. Одной из основных тем (едва ли не ведущей) у революционных романтиков была в тот момент тема свободы. Литераторы-романтики описывали выразительные образы невольника, тюрьмы, мотивы бегства, освобождения из неволи. Достаточно вспомнить , и . Стихотворение «Узник» — из того же тематического ряда.

На сюжет стиха оказала влияние его поездка на Кавказ, где сама природа подсказывала романтические сюжеты, образы, картины и сравнения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..

Также вы можете прослушать стихотворение Пушкина «Узник» в исполнении замечательного артиста Авангарда Леонтьева.

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."

Стих «Узник» написан в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря - выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стиха - тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел - пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода - это естественное состояние каждого живого существа.

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!»

Читать стих «Сижу за решеткой в темнице сырой» Пушкина Александра Сергеевича - настоящее удовольствие для всех ценителей русской литературы. Произведение наполнено ощущением безысходности и романтичной тоски. Пушкин написал это стихотворение в 1822 году, находясь в ссылке в Кишиневе. Поэт не смог смириться с «изгнанием» в такую глушь. Несмотря на то, что суровой альтернативой этому заточению была Сибирь, Александр Сергеевич чувствовал себя узником. Он смог сохранить свое место в обществе, но чувство удушья не покидало его. Именно эти эмоции вдохновили поэта на написание такого мрачного и отчаянного произведения.

Текст стихотворения Пушкина «Сижу за решеткой в темнице сырой» с первых строк погружает читателя в мир автора, полный бессилия перед обстоятельствами. Поэт сравнивает себя с орлом, который провел свою жизнь в заточении. Пушкин превозносит силу духа птицы, которая, родившись в неволе, всё же стремится ввысь, подальше от этой темницы.Стихотворение практически полностью состоит из монолога орла. Он будто учит и нас, и самого Пушкина тому, что свобода - это лучшее, что может быть. И этому уроку невольно внимаешь. Произведение настраивает на философские размышления о силе воли угнетенного человека.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»