ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Основные антидемократические режимы. Антидемократические политические режимы

Политический режим государства - это метод организации системы, отражающий отношения органов власти и представителей общества, социальную свободу и особенности правовой жизни в стране.

В основном эти свойства обусловлены определенными традиционными особенностями, культурой, условиями исторического становления государства. Значит, можно сказать, что в любой стране образовался свой особенный и характерный политрежим. Тем не менее у большей их части в разных государствах можно найти похожие черты.

Научные литературные источники описывают 2 вида социально-правовых устройств:

  • демократические режимы.

Признаки демократического общества

Главными признаками, которые являются характерными для демократии, являются:

  • господство законодательных актов;
  • власть, разделенная на виды;
  • существование настоящих политических и социальных прав граждан государства;
  • выборные органы власти;
  • наличие оппозиционного и плюралистического мнения.

Признаки антидемократии

Антидемократический образ правления подразделяется на тоталитарный и авторитарный режимы. Основные его свойства:

  • главенство единственной партийной организации;
  • верховенствующее положение единой формы собственности;
  • ущемление прав и свобод в политической жизни;
  • репрессивные и принудительные методы воздействия;
  • ущемление влияния выборных органов;
  • усиление исполнительной власти;
  • запрещение существования оппозиционных партийных организаций;
  • запрещение полипартийности и иномыслия;
  • стремление государства координировать все области общественной жизни и отношений между личностями.

  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • буржуазный;
  • социалистическая демократия.

Антидемократические режимы разделяются этим политиком на:

  • тоталитарный;
  • фашистский;
  • автократический.

Последний, в свою очередь, делится на единоличный (деспотия, тирания, режим единоличной власти) и коллективный (олигархия и аристократия).

Политические режимы на современном этапе

На современном этапе считается, что демократия — самый совершенный режим, в отличие от любого антидемократического. Это не совсем правильно. Исторические факты свидетельствуют, что тоталитарные страны (определенная часть) достаточно результативно существуют и выполняют свои функции, например в Корейской Народной Демократической Республике. В добавок к этому, тоталитаризм в значительной степени способен мобилизовать все население государства с целью решения определенной (не менее важной и трудной) государственной проблемы.

К примеру, Советский Союз сумел одержать победу в военных действиях с фашистской Германией, хотя тоталитарная Германия в самом начале военных действий существенно превышала его силы по внутренней военной мощности. В послевоенные годы такой социально-правовой уклад создал рекордный подъем экономики СССР. Пусть даже это было достигнуто немалой ценой. Таким образом, тоталитарный и характеризуются как положительными сторонами, так и отрицательными.

Государство характеризуется видом власти, её соотношением с обществом и личностью. Правовое признаёт право как меру свободы, постоянно развивающуюся в сознании социума, меру справедливости, выражающуюся в международных актах, Конституции, законах, рыночных отношениях, в демократических принципах. Государства, не признающие демократию и свободу своих граждан, имеют антидемократические режимы, которые, в свою очередь, подразделяются на определённые виды.

Политический режим

Совокупность методов и приемов, которые служат инструментами государственной власти, называются политическим режимом. Такой режим является барометром на политической арене. Он оказывает влияние на форму правления в государстве, структуру государственного аппарата и государственное устройство. В теории государства термин «политический режим» применяют для обозначения того или иного метода политического господства: парламентаризм, фашизм и т. д. В каждой конкретной стране свой политический режим, свои особенности власти. Как правило, говорят про антидемократические режимы (авторитарные) и демократические.

В правовом государстве демократизм проявляется в принципах народовластия. Аппарат власти выражает общественную волю и действует под социальным контролем. В таком государстве существует реальность прав личности, её защищённости, взаимная ответственность у государственного управленческого аппарата и гражданина, разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Политико-правовой режим еще иначе называют государственно-политическим или просто государственным. Все эти названия характеризуют одно и то же понятие.

Признаки, характеризующие антидемократические режимы государственной власти

Методы властвования, противоположные демократическим называют авторитарными, недемократическими. Эти методы являются искажением (деформацией) политического режима. При таком способе управления государством создаются неприемлемые условия для свободного существования граждан.

Равно как при монархической, так и при республиканской формах правления могут быть установлены антидемократические режимы, отрицающие принципы парламентаризма.

Такое управление предполагает централизацию государственной власти и отсутствие буржуазного федерализма. Такая форма властвования тоталитарная и осуществляет контроль над всеми сферами социума: экономической, идеологической, политической, культурной, научной, образовательной, религиозной. Общественные организации, как правило, находятся также под контролем государства.

Антипод демократии

Права граждан в странах, где установлены антидемократические режимы, оговорены конституцией, но в реалиях это только формально, а фактически личность гражданина лишена субъективных прав. При такой власти законность нарушена, ликвидированы правовые начала общественной жизни, также страдают национальные меньшинства. Религиозные убеждения населения, не входящие в планы государственной власти, искореняются или просто игнорируются.

Само понятие антидемократического режима - это антипод демократического. Государственные органы не занимаются проблемами граждан. Вся власть сконцентрирована в руках группы людей, так называемой политической верхушки или одного человека. Участи народных масс в формировании органов управления государством либо отсутствует, либо чисто формальное. В стране, как правило, развит бюрократизм и коррупция. контроля за управляющей властью не работают.

Идеология

Все виды антидемократических политических режимов предполагают официальную государственную идеологию, оппозиция отсутствует, а законодательство теряет гуманистическую линию. Главными моментами и принципами государственной политики становятся те, которые обеспечивают государственную идеологию, её целесообразность, волю определённых государственных чиновников.

Авторитаризм, тоталитаризм - это одно и то же понятие антидемократического политического режима, проявляющегося в ограничении политических прав граждан, применении силового давления на инакомыслящих, создание силовых ведомств, ограничение гласности, давление на средства массовой информации, сдерживание развития демократического общества. Сам тоталитаризм в переводе с латинского обозначает "полный". Это форма авторитаризма, с характерной узурпацией власти и ее использования в узких интересах, так называемых клановых. Такой антидемократический государственный режим предполагает чрезмерную милитаризацию и предоставляет чрезвычайные полномочия силовым ведомствам. При таком режиме вполне приемлемы политические репрессии, расизм, фашизм, любое физическое уничтожение оппозиции.

Тоталитаризм

Само понятие тоталитаризма было введено в политику Дж. Джентиле (идеологом итальянского фашизма) в начале XX в. Впервые оно прозвучало в 1925 году на заседании итальянского парламента. Понятие пришлось по вкусу Муссолини. Тогда, в двадцатые годы XX века, началось становление и укрепление тоталитарного государственного устройства на Апеннинском полуострове.

Авторитарный политический режим

Демократический и антидемократический режимы имеют в каждом государстве свою специфику. Как было сказано выше, тоталитарный режим представляет разновидность авторитарного, который в переводе с латинского означает власть и влияние. Этот строй более мягкий по сравнению с тоталитаризмом, но далёк от демократического. Авторитарному режиму присущи все черты недемократического управления государством, вплоть до репрессий. Просто характер этих мер немного менее жесткий, чем у тоталитарного. Политическая власть при таком режиме ограничивается конкретным лицом при минимальном количестве окружающих соратников. Примером такого режима можно назвать Испанский период при правлении Франко или времена власти Пиночета в Чили.

Отличия

При авторитарном режиме суд выступает вспомогательным элементом государственного управления. Народ отчуждён от власти и не имеет никакого на неё влияния. Власть использует командные и административные методы управления. В отличие от тоталитарного режима, авторитарный не практикует массовый террор, но политические репрессии ему присущи. В таком государстве обязательно присутствует цензура, неразвита гласность, отмечается частичный плюрализм. В отличие от тоталитаризма, авторитаризм даёт возможность развиваться сферам социальной жизни, не охваченным контролем государства.

Другие виды антидемократии

Стоит отдельно отметить деспотизм и тиранию как понятие и виды антидемократического политического режима, называемого авторитарным. Деспотизму характерна абсолютная и неограниченная произвольная власть, построенная на самоуправстве. Тирании присуща узурпация, жестокие методы контроля управления государством, единоличие тирана во власти.

Как правило, власть тирана устанавливается с помощью захвата государственного управления путём насилия и переворота.

Если идёт речь о военно-диктаторском режиме, то такая власть захвачена с помощью реальных вооруженных сил, их руководителей и спецслужб путём свержения законного правления гражданскими лицами. При военном режиме во главе стоит высокопоставленный военный офицерского чина или генерал. Власть осуществляется коллегиально. Армия становится господствующей социально-политической силой, активной в реализации внутренних и внешних государственных функций. При таком правлении создается военно-политический аппарат, включающий армию, спецслужбы и большое количество органов внеконституционного характера. Этот аппарат осуществляет политический контроль за населением, общественными организациями, идеологией. В его функции входит борьба с разного рода антиправительственными движениями. Придя к власти, военный режим отменяет конституцию, многие законодательные акты, заменяя их своими актами.

Фашизм

Тоталитаризм бывает «левый» (например, в коммунистической СССР) и «правый» (фашизм). «Правый» сохраняет частную собственность. «Левый» - национализирует ее. Фашизм - это крайнее проявление тоталитарного режима. Это так называемый радикальный тоталитаризм. Фашизм впервые сформировался в Италии и Германии. Итальянский стремился возродить Римскую империю, а в Германии его целью было утвердить господство арийцев как высшей нации. Причинами появления фашизма явились глубокие социальные и экономические кризисы, несостоятельность правящего режима, массовая безработица, кризис либерализма и буржуазии, радикальные изменения в структуре социального пласта и крайняя необходимость модернизации в производственной сфере, милитаризация сознания значительной части социума, антисемитизм и ксенофобия, воинственный антидемократизм, шовинизм.

Антидемократический режим характеризуется отсутствием основных признаков демократического режима, либо их фиктивностью. В ряду недемократических режимов выделяют режимы авторитарный (жесткая централизованная система власти при некоторых элементах демократии), тоталитарный (полный контроль государства над всеми основными сферами жизни общества), а также некоторые другие специфические виды режимов - фашистский, диктатура пролетариата и пр.

Авторитарный режим характеризуется тем, чтогосударственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут существовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Оппозиция при авторитаризме не допускается. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

Если руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, то устанавливается режим военной диктатуры, при котором к власти, как правило, приходят военные. Управление осуществляется сильной харизматической личностью – лидером. Его влияние очень значительно, однако решения он принимает с учетом мнения команды. При этом перестраивается правовая система: появляются временные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная система (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной власти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает, – и это наиболее типичная ситуация, – резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Деспотический режим (от греческого «despotia» – неограниченная власть) был распространен древнейших государствах азиатского способа производства и характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного лица - деспота.

Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. В деспотическом государстве доминируют карательная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. Осуществляется жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Наказания при этом самые суровые и изощренные, применяются пытки (колесование, четвертование).

Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке словом, в государствах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах.

Тиранический режим, являясь разновидностью деспотического, также основан на единоличном правлении, возник в древности. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет государственную власть.

Тоталитарный режим (от лат. totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.

Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие:

    монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, т.е. над всеми сферами жизни общества, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей. Права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;

    наличие одной официальной идеологии, господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил. Фактически устраняется плюрализм. Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он объявляется самым мудрым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается;

    общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве» власти и народа. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества, развивается психология уравнительности.

    государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам и недоступна для контроля со стороны народа;

    доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор, бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества; Тоталитарный режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Именно на «врагов», «вредителей» списываются экономические беды, обнищание населения;

    милитаризация экономики и общества в целом. Военный сектор в условиях тоталитарной экономики является приоритетным с точки зрения обеспечения научными и материальными ресурсами, остальные направления экономики выступают в качестве производных от военных и рассматриваются в качестве второстепенных. 22

В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Советская форма тоталитарного режима отличается административно-командными методами руководства обществом: закрепление руководящей роли коммунистической партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, навязывание единой государственной идеологии.

Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных, в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка.

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью, человеконенавистничеством. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. Впервые такой режим был установлен в Италии (1922 г., лидер Б. Муссолини), а затем в Германии (1933 г., лидер А. Гитлер). В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах, например скинхэды.

В заключении, хотелось бы отметить, что в отличие от достаточно объективных критериев определения формы правления или формы государственного устройства, оценка политического режима конкретного государства является в значительной степени вопросом субъективным, решение которого определяется политической, идеологической, научной позицией того, кто эту оценку производит.

Например, политический режим в СССР образца 1937 года одни называют «торжеством социалистической демократии», а другие – «кровавой коммунистической диктатурой»; политический режим современной России для одних – «демократическое правовое государство», а для других – «олигархический капитализм» или «антинародный оккупационный режим».

Однако, помимо негативных сторон, как показал XX век, такие режимы являются носителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций. Современные научные, военно-технические достижения, в частности, в Советском Союзе, формировались именно в военно-промышленном комплексе. Традиционно в СССР производились отличные танки и военные самолеты, аналогов которым не было в капиталистическом мире, вместе с тем мирная продукция (тракторы, легковые автомобили, самолеты гражданской авиации и т.п.) не могла сравниться с западными аналогами. Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу, т.к. управление осуществляется, как правило, централизованно.

Понятие политического режима

Политический режим (от лат. regimen - управление) - совокупность способов и средств осуществления государственной власти. Он характеризуется степенью участия граждан в управлении страной, а также уровнем политических свобод в обществе.

Виды политических режимов

Все политические режимы можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократический режим

Альбер Камю

“Демократия - не закон большинства, а защита меньшинства.”

Демократический режим - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. 1

Уинстон Черчилль

“Лучший аргумент против демократии - пятиминутная беседа со средним избирателем”

Признаки демократического режима:

  1. Регулярное участие народа в формировании и осуществлении государственности власти посредством референдума и свободных выборов.
  2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства.
  3. Неприкосновенность частной собственности.
  4. Свобода средств массовой информации.
  5. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека.
  6. Легитимность государственной власти.
  7. «Силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами.
  8. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.
  9. Существование гражданского общества с его развитой структурой.
  10. Реальное осуществление принципов правового государства.
  11. В отношении граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом».
  12. Политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
  13. Свобода вероисповедания.
  14. Принцип разделения властей.

Антидемократические режимы

Антидемократический режим - политический режим, для которого характерно отсут­ ствие гарантий политических свобод, принципов разделения властей и верховенства права, неприятие демократичес­ ких принципов управления, политического плюрализма.

В рамках данного политического режима принято выделять авторитарные и тоталитарные режимы.

Авторитарный режим

Авторитарный режим - (от лат. autoritas - власть, влияние). Это тот политический режим, который занимает промежуточную позицию между демократией и тоталитаризмом, при котором государственная власть осуществляется одним лицом либо узким кругом лиц (правящей элитой) при минимальном участии населения. История человечества дает нам много примеpoв авторитарных государств. Это и восточные деспотии, и тирании Древнего мирa и абсолютные монархии Средневековья. Распространены авторитарные режимы и в современном мире. B основном oни существуют в развивающихся государствах Азии, Африки, Латинской Америки.

Признаки авторитарного режима:
1. Небольшое число носителей власти. Это может быть один человек, или группа лиц.
2. Неограниченность власти, отсутствие реальных демо кратических механизмов контроля за ее осуществлением. При этом власть отнюдь не произвольна и может править, опираясь на силу законов. Однако сами эти законы прини маются по усмотрению правящей элиты.
3. Стремление использовать силу для разрешения кон фликтных ситуаций. Это не означает, что к силе прибегают автоматически и во всех случаях . Но при ав торитаризме алгоритм поведения может быть изменен в лю бой момент, и тогда власть предержащие прибегают к силе как к последнему доводу в борьбе с политическими оппонен тами.
4. Недопущение реальной политической оппозиции и по литической конкуренции.
5. Относительная закрытость правящей элиты , на значения сверху, а не конкурентной борьбы в ходе откры тых и честных выборов.

Авторитарная государственная власть пытается всячески контролировать жизнь граждан, но не ставит своей задачей переделать устоявшиеся порядки во имя высшей цели. Наоборот, сторонники авторитаризма стремятся сохранить определенные традиции.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - режим, при котором государство осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. Термин был введенв политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссо­ лини.

Адольф Гитлер

“Движению нашему не смогли повредить никакие преследования его вождей, никакая клевета, никакая напраслина. Из всех преследований оно выходило все более и более сильным, потому что идеи наши верны, цели наши чисты и готовность наших сторонников к самопожертвованию - вне всякого сомнения.”

Понятие, обозначающее ряд диктаторских политических систем XX в., основанных на всеобщем проникновении единственной разрешенной идеологии в поли­ тическую, экономическую, социальную, культурную подси­стемы общества и на постепенном поглощении общества и отдельной человеческой личности структурами партии - государства.

Признаки тоталитарного режима:

  1. Политическая цензура и пропаганда в СМИ.

    Б.Муссолини

    "Все в государстве, ничего вне государства, никого против государства."

  2. Культ личности, вождизм.
  3. Единственная общеобязательная государственная идеология.
  4. Отсутствие реальных прав и свобод граждан.
  5. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  6. Изоляция от внешнего мира (“железный занавес”).
  7. Преследование инакомыслия, создание в общественном сознании образа “врага народа” (внутреннего и внешнего).
  8. Жесткая централизация государственного управления, разжигание социальной и национальной розни. Развязывание террора по отношению к собственному народу.
  9. Командно-административная экономика, отсутствие частной собственности и экономических свобод.
  10. Политический монополизм, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления.

Антидемократический режим имеет следующие признаки: - Во - первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности.

Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.

Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.

В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д.).

В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.

В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.

В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.

В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.

Антидемократический политический режим делится на тоталитарный и авторитарный. Авторитарный режим. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние) - характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

Термин "авторитаризм" был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Выделяют 2 определения авторитаризма. Авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. Авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны.

К ним относятся: Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику.

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима - правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов. Дототалитарный авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран.

К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые - по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, - являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении.

Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием.

Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей; Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии.

Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма.

Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т.д.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм - политический режим, который стремится к полному (тотальному ) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. "В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы - тоталитаризма. " Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 97

Тоталитаризм с точки зрения политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти. Исторически понятие "тоталитарное государство" появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини.

Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. Правоведы итальянского фашизма и немецкого нацизма использовали термин в положительном ключе, а их критики - в отрицательном.

На Западе в годы холодной войны получила широкую известность теория, согласно которой сталинизм наравне с фашизмом был одной из форм тоталитаризма. Эта модель стала предметом исследований в области истории и политологии.

При использовании в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными. Различные авторы также относят к тоталитарным режимы Франко в Испании, Салазара в Португалии, Мао в Китае, "красных кхмеров" в Кампучии, Хомейни в Иране, талибов в Афганистане, Ахмета Зогу и Энвера Ходжи в Албании, Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее, самодержавия в России, Пиночета в Чили, Саддама Хусейна в Ираке, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Фиделя Кастро на Кубе, Сапармурата Ниязова в Туркменистане, Эмомали Рахмона в Таджикистане, Ислама Каримова в Узбекистане, Сомосы в Никарагуа, Хорти в Венгрии, Иди Амина в Уганде, Масиаса Нгемы Бийого в Экваториальной Гвинее и др.

Иногда термин используется для характеристики отдельных аспектов политики (например, милитаризма США при президенте Буше). Вместе с тем, подобное применение понятия "тоталитаризм" продолжает вызывать критику. Критики выражают несогласие с приравниванием политических систем сталинизма и фашизма, произвольным употреблением термина политиками, противопоставлением обвиняемых в тоталитаризме режимов демократии.

В своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956 г.) Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, на основе эмпирического сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества. Исходный перечень состоял из шести признаков, но во втором издании книги авторы добавили ещё два, а впоследствии другие исследователи также вносили уточнения:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить "новое общество"). Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

Централизованное планирование экономики. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения. Приверженность экспансионизму. Административный контроль над отправлением правосудия. Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. - М.: ЦентрКом, 1996. - С. 63

Приведённый перечень не означает, что всякий режим, которому присуща хотя бы одна из указанных черт, следует относить к тоталитарным. В частности, некоторые из перечисленных черт в разное время были также свойственны демократическим режимам. Аналогично, отсутствие какого-то одного признака не является основанием для классификации режима как нетоталитарного. Однако первые два признака, по мнению исследователей тоталитарной модели, являются её наиболее яркими характеристиками.