ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Технологическая карта урока избирательное право. Методическая разработка Темы «Избирательное право


ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛУЧШИЙ УРОК ИЛИ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ЧТО ТАКОЕ ВЫБОРЫ?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УРОК В 10-М КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

Афанасьев Дмитрий Александрович

учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук

Калуга, 2013

ПОДГОТОВКА К УРОКУ 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ» 10

ТЕКСТ ПАРАГРАФА ПО УЧЕБНИКУ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БЮЛЛЕТЕНЬ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. РАЗДАТКА ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ СИСТЕМАМ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ПЕРВОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ВТОРОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ТРЕТЬЕГО ГОЛОСОВАНИЯ 32

ОПИСАНИЕ УРОКА

Учебник : Обществознание 10 класс/ Боголюбов Л. Н. (5-е изд. - М.: Просвещение, 2009) представляет краткий вариант обществоведческого курса, предназначенный для изучения в 10 классе на базовом уровне.

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

1. Выделить основные принципы демократических выборов в РФ и проследить их фактическую реализацию.

2. Провести работы с новыми понятиями и терминами, направленные на расширение кругозора учащихся.

3. Выполнить групповые и индивидуальные задания по заявленной теме.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения системе выборов в РФ, к культуре и истории своей страны.
Данный урок проведен в декабре 2012 г. в 10 классе МКОУ «Букановская средняя школа» и МКОУ «Средняя школа №6».

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Распечатка

  1. Бюллетени для первого голосования, формат А5,
белые - по 10 шт. 8+2=10

красные - 8+2=10

синие - 8+2=10

Из них по одному в цвете распечатать с гербом РФ для членов избиркома.

Также из них по одному в цвете распечатать с гербом Калужской области для «случайного» выбора лидера второй группы.


  1. 3 листа А3 для групп на столах (белый, красный, синий) для записей со скотчем на обратной стороне.

  2. Памятка членам избиркома на 1, 2, 3 туры голосования.

  3. Презентация - «Избирательные системы» + «Принципы» + «Избирательное право».

  4. 3 разных текста о пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах по 10 штук.

  5. Тесты для закрепления, полученной информации на уроке.
Канцтовары и девайсы

  1. Маркеры – 6 штук

  2. Бейджи на веревках для избиркома

  3. Двусторонний скотч

  4. Урна для голосования

  5. Ватман лист А1

  6. Бумажные фигурки избирателей – 30 шт. на двухстороннем скотче
Компьютерная техника

  1. Ноутбук + колонки

  2. Проектор + экран

  3. Программа для подсчета голосов - 1 выборы, 2 выборы, 3 выборы, написанная в программе MS Exel

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Деятельность учеников

Деятельность учителя

Введение в урок

Ученики, входя в класс, в случайном порядке берут бюллетени для голосования (один ученик – один бюллетень).

Раздает бюллетени ученикам.

Ученики садятся в классе по группам, согласно цвета выбранного бюллетеня и цвета на парте. Цвет группы – лист А3 на столе.

Контролирует деление на три группы.

Ученики находят бюллетени, на которых изображен герб РФ и занимают места в импровизированном Центризбиркоме

Слово учителя: « Я рад Вас приветствовать в этом классе на уроке обществознания. Мы с вами разделились на три команды для проведения урока. Прошу трех учеников, у которых на бюллетене изображен герб РФ на оборотной стороне (из всех трех цветов) стать на время урока членами избирательной комиссии. Пройдите и займите места в Избиркоме и ознакомьтесь с вашими инструкциями на данный урок. Спасибо».

Записывают в тетради дату проведения урока

«Теперь ребята давайте в тетрадях запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас _____, (указывается дата проведения урока) Молодцы, уже включились в работу».

Когда учитель произносит дату, то он сознательно ошибается в ней, и тот, кто поправляет учителя первым. Он становится лидером в своей группе – первой группе.


Ученик находит бюллетень, на котором изображен герб Калужской области

«Во второй группе лидером станет ученик, у которого на бюллетени изображен герб Калужской области».

Лидером второй группы становиться назначенный лидер.


Ученики третьей группы выбирают своего лидера

«Ребята, а оставшейся третьей группе, я предлагаю выбрать вам лидера самостоятельно, путем простого открытого голосования».

На выборы третьего лидера наверняка потребуется некоторое время – больше или меньше в зависимости от случайного подбора группы.

«Ребята, как мы видим достаточно сложно выбирать. По самым разным причинам: неизвестные условия, цель и многое другое… Спасибо!».


Два-три ответа учеников на поставленный вопрос учителя

Вопрос аудитории: «Ребята, в какой группе на ваш взгляд были наиболее демократические выборы?»

Ученики записывают тему урока «Демократические выборы» и исправляют дату в случае ее неправильного написания прежде.

«Вот мы и вышли на тему нашего сегодняшнего урока: «Демократические выборы». Запишите правильную дату и нашу тему урока!»

Вводная часть урока (первое голосование - закрытое)

Учитель знакомит учеников с планом урока и ставит перед ними задачи

Ученики в зависимости от подготовки, урока по счету и настроения, дополняя друг друга, высказывают свои точки зрения.

Вопрос учителя «Ребята, как вы понимаете демократические выборы?».

Записывают термин и его определение в рабочую тетрадь

После всех ответов учитель выходит на термин «демократия».

Демократия - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе, избирательным правом.


Идет процесс голосования, голосуют и члены избиркома. Вопросы учеников игнорируются учителем!

«Ребята, давайте проведем наше первое голосование на уроке. Голосуем за одного из исторических деятелей, портреты которых, вы видите - Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. Вам необходимо заполнить бюллетень, который вы брали при входе на урок. Сделайте свой выбор и передайте бюллетени в Избирком для подсчета».

Члены избиркома подсчитывают голоса, отданные за того или иного исторического деятеля. Один из членов избиркома (по очереди) объявляет результат голосования.

«Члены избиркома, прошу вас собрать бюллетени и подвести итоги нашего первого голосования. Кто из исторических деятелей победил в нашем голосовании?».

«Теперь, ребята, все внимание на экран!».

Содержательная часть урока (второе голосование - открытое)

Просмотр видеоролика.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам вести конспект».


Запись основных понятий и положений рассказа учителя в рабочие тетради.

Рассказ по первой части презентации

Лидеры групп доводят консолидированную позицию группы до всех учеников класса.

После информирования лидерами листочки групп крепятся на доске в определенной последовательности - в виде Российского флага


Работа в группах с документами об избирательных системах.

«Ребята давайте закрепим пройденный материал и обсудим в группах разные избирательные системы. У вас на партах лежат документы, описывающие ту или иную систему. Познакомьтесь с ними, затем в группах выработайте общее мнение. На больших листах формата А3, лежащих у вас на столах, отразите консолидированное мнение групп в виде таблицы из двух столбцов. В первой графе укажите положительные черты, а во второй графе – отрицательные».


В зависимости от времени можно развернуть перекрестную дискуссию: добавить, спросить друг друга.

Ученики голосуют открытым голосованием – путем поднятия рук - «за».

«Мнения в группах выражены, теперь давайте проголосуем

1. за избирательную систему с точки зрения демократических выборов. И сделаем это открытым голосованием.

2. за работу той или иной группы в целом (!) Какая, на ваш взгляд, группа была более убедительна?


Члены избиркома фиксируют результаты голосования и доводят до сведения результаты голосования.

«Члены избиркома, прошу вас подсчитать голоса, поданные за ту или иную избирательную систему и подвести итоги нашего второго голосования».

«Спасибо. Назовите, пожалуйста, причины, по которым, вы голосовали:

За избирательные системы – убедительность, позиция лидера, содержание, ….?!

За работу группы?!».


Итоговая часть урока (третье голосование - открытое)

Просмотр презентации «Избирательное право».

Запуск презентации «Избирательные системы, типы»! Видеоролик.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам продолжить вести конспект».


Запись в рабочих тетрадях основные принципы.

«Итак, наши выборы показали основные принципы голосования – открытость и тайность, а есть еще и другие принципы - прямые, всеобщие выборы».

Раскрыть существующие выборные цензы.


Ученики заполняют опросные листы и сдают в Избирком для обобщения результатов.

«Прослушав информацию об избирательном праве, предлагаю вам проверить ваши знания путем заполнения опросного лист, путем тайного волеизъявления. На столах у вас находятся задания в виде тестов. Выполнить это следует за 2-3 минуты».

«Пока подводятся нашей независимой комиссией результаты, давайте уточним, что мы с вами узнали на уроке».

В зависимости от времени можно развернуть дискуссию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

Методическая разработка открытого урока

на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»

Тип урока : комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

Форма проведения : урок с элементами ИКТ и групповой работы

Класс, на который рассчитан урок: 10

с. Кулига

Цели и задачи занятия

Цель урока:

Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

Продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Цели развития образовательного процесса

Диагностические: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Познавательные: познать и раскрыть роль правовых норм в организации выборов в РФ.

Исследовательские: цели развития образовательного процесса достигаются на этапе работы детей с текстом.

Методика проведения занятия

Формы работы: групповая

В ходе объяснения нового материала используются методы:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Частично-поисковый

Метод исследования

Сопроводительное письмо к уроку

«Демократические выборы. Избирательное право».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики направляет для участия в конкурсе по избирательному праву работу учителя истории и обществознания Селуковой Надежды Петровны.

Урок рассчитан на целевую аудиторию 10 класса, содержит презентацию, видеофрагмент с урока, интересные методические приемы, анкетирование.

Данный урок был удачно реализован в стенах нашей школы и направлен на формирование активной гражданской позиции детей.

ПЛАН УРОКА

I. Мотивационно-целевой этап

1)Организационный момент

II. Встреча с проблемой

1) актуализация опыта

2) создание проблемной ситуации

3) осознание и формулирование проблемы

4) постановка цели

III Построение знаний

1) выбор методов исследования

2) сбор информации

3) организация информации

4) построение объяснения

5) сопоставление с культурным аналогом

6) формулирование выводов

7) применение новых знаний

IV . Рефлексивно-оценочный блок

V . Домашнее задание

Избирательное право». (слайд 1)

Оборудование:

учебник Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой «Обществознание 10 класс» М. «Просвещение» 2011 г.;

учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;

презентация по теме урока;

видеофрагменты по теме;

интерактивная доска;

раздаточный материал.

Основные понятия : избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.

Опережающие домашние задание:

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

I Организационный момент: учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Ученики приветствуют учителя, присаживаются.

Учитель: выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать.

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и наукою заняться

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель: Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, ГосДума, президент, голосование. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Ученик: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Ученик: Избирательным правом.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выборы

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право. Демократические выборы», запишем ее в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается, все меньше количество населения «горит желанием» пойти на выборы и воспользоваться, своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере участия граждан в выборах, давайте заслушаем, что же у них получилось.

Ученики предлагают вниманию свою работу и объясняют результаты.

Ученики: Мы провели небольшое исследование, участниками организованного нами опроса стали родители и взрослые, были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение.

Ученики: В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, что в процессе и процедуре выборов все опрошенные хорошо осведомлены. Все прекрасно понимают о роли и значении участия каждого в выборах. К партиям, существующим в РФ, относятся по-разному большинство из опрошенных не являются членами партии. Кроме того не все опрошенные верят в справедливости избирательного процесса.

Все полученные данные мы отразили в диаграмме (она вывешивается на доске для ознакомления (приложение №1).

Учитель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Ученики строят предположения и догадки). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру избирательного процесса, принципы участия в выборах, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока

4.Постановка цели:

Учитель: Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель.

Учитель озвучивает цель урока: нам с вами действительно предстоит расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом: как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель соглашается с предложенным планом.

2. Сбор информации

Учитель: для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем три группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и закрепим материал.

3. Организация информации

В ходе групповой работы ученики обмениваются информацией, читают текст учебника и документы, отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках

4. Построение объяснения

Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме. В то время когда одна группа защищается, другие очень внимательно слушают новый материал.

После выступления каждой группы все ученики отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

Выступление первой группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание (Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс - определенный порядок реализации избирательного права)

2) Что такое активное и пассивное избирательное право (Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

3) Расскажите об истории развития института выборов в нашей стране из предложенного вам документа.

Первичное родовое народовластие.

Человеку вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись. Однако во многих случаях власть этих сходок дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной.

Выборы в Русском государстве.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно - родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир - великий человек», «Куда мир - туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и другие.

В период Московского царства при государстве для участия в решении важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т.е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но не редко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.

В заключении необходимо упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально оно являлось законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 г. Состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М Пришвин записал 26 июня 1938 г. В своем дневнике: «Голосование походило на какие - то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».

Даже зачинатель перестройки М.Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

4) творческое задание (слайд 2)

а. Выбираете кандидата в президенты класса из своей группы от демократической партии «Движение»

б. Готовите представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (Слайд 3).

После выступления первой группы всеми учениками рассматриваются ситуации:

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии? (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны)

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного? (активное - избирать, а пассивное - быть избранным)

3) Кем была создана первая Государственная Дума в России? (Николаем 2)

Выступление второй группы

ЗАДАНИЕ: прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

3. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении? (Приложение 3)

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от партии «Молодая Россия»

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 4,5)

После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация:

2. Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты? (возраст, гражданство, оседлость)

3. Что такое открепительное удостоверение (документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе)

Учитель организует проведение физкультминутки. Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать.

Самолёт.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Выступление третьей группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4. Раскройте значение выборов в нашей стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Избирательный барьер обычно 5%.

СМЕШАННАЯ

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,

часть — по мажоритарной.

Принципы участия граждан в выборах:

1). Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.

2). Равное избирательное право - один человек - один голос.

3). Прямое избирательное право - избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.

3. Кто может быть лишен избирательного права?

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от либеральной партии «Свои люди».

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 6)

После выступления третьей группы всем ученикам раздаются бюллетени, (приложение 4). Ученики голосуют за понравившегося кандидата, подводятся итоги голосования.(слайд7)

5. Сопоставление с культурным аналогом

Учитель: Молодцы поработали хорошо, а поняли ли вы теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться учебник и документы?

6. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.

Учитель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Нет). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию). В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)

7. Применение новых знаний

Давайте разберем определенные ситуации для закрепления изученного материала, пишите ответы в своей тетради, потом проверим.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать. (+)

3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием (-)

4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. (-)

5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (-)

6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

7). Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (-)

8). Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (-)

Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании приложения 5. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске вывешивается смайлики количественно соответствующие каждой оценке. Какой вывод можно сделать? (Приложение 5).

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока.

1. Познакомились ли вы с институтом выборов и избирательной системой, принципами и особенностями избирательного права. Ученики отвечают - да.

2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?

3. Легко ли вам было работать на уроке? Ученики отвечают.

3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. (приложение №6)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

Закончить заполнение таблицы.

Выучить термины.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.

Конституция Российской Федерации, глава II.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

Приложение 1

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

1) Почему Вы участвуете в выборах (из 32 опрошенных: 15 - потому что так надо, 7 - я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10 - потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2) Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации? (из 32 опрошенных: 17 - да, 15 - нет)

3) Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 -несовершеннолетние, 2 - осужденные)

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 - КПРФ, 8 - Единая Россия)

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы? (из 32 опрошенных: 3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране? (из 32 опрошенных: 17-да, 15-нет).

1. Почему я участвую в выборах

Довольны ли вы как проводятся выборы в РФ?

4. Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5. Состоите ли в какой-нибудь партии?

6. Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?

7. Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране?

Приложение 2

Этапы выборов

Ответственные

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ - действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы - представительный орган местного самоуправления.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Территориальная избирательная комиссия

Приложение 3

Ст. 63 Закона РФ о выборах и референдумах

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

8. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.

9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

11. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах депутатов Государственной Думы и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

Приложение 4

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА 2014/2015 гг.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Если Вы определились с выбором, поставьте знак (галочку, крестик) в пустом квадрате напротив выбранного Вами кандидата.

Сабуров Иван

Сабурова Анна

Коньков Роман

Против всех

Приложение 5

Оценивание работы по применению новых знаний

9-10 правильных из 10 -«5»

меньше 5 - «2»

Приложение 6

Оценивание учениками полученных знаний на уроке

Приложение 7

Вспомогательный материал для учащихся

1 шаг

Перед выборами, самое главное ознакомиться с кандидатами. Изучите каждого из них, взвесьте все плюсы и минусы. Ознакомьтесь с историей каждого из них. Узнайте их планы и обещания. Это всё позволит вам не ошибиться с выбором кандидата и проголосовать именно за того, кто вам подходит.

2 шаг

Наверняка у каждого есть друзья, которые не интересуются политикой или им некогда изучать предвыборную гонку. Они не определились с выбором кандидата, а потому это ваш шанс повысить процент голосов за того, кого вы будете голосовать. Расскажите ему о вашем выборе, опишите ему своего кандидата и если вашему другу понравиться, то он точно проголосует именно за него, а возможно расскажет своим друзьям, что повысит шанс на выбор именно вашего кандидата!

3 шаг

Далее нам нужно узнать место вашего голосования. За несколько дней до голосования, к вам почтовый ящик придет приглашение на выборы. В нем будет указано место и дата голосования. Если приглашение не пришло, то вы можете узнать информацию у соседей из вашего подъезда, обычно для одного дома место голосование одно и тоже. Либо зайдите на сайт Центральной Избирательной Комиссии и в верхней части сайта будет кнопка УЗНАТЬ СВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, нажав на которую вы найдете свое место голосования .

ВНИМАНИЕ: Голосовать вы должны по адресу прописки указанному в вашем паспорте! Если вы находитесь в больнице или вы военнослужащий и находитесь далеко от вашего избирательного участка, то вы можете проголосовать на специально отведенных временных местах голосования. Чтобы узнать где они находятся, спросите местный персонал.

4 шаг

В назначенный день явитесь на избирательный участок. При себе необходимо иметь только паспорт.

5 шаг

Подойдите к столику избирательной комиссии и предъявите свой паспорт. После того как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться, после чего вам выдадут один или несколько бюллетеней для голосования.

6 шаг

ВНИМАНИЕ: Если в кабинке не обнаружилось письменных принадлежностей или они вызывают у вас подозрения (например ручка которую можно стереть), тогда подойдите к наблюдателям и попросите выдать вам новую ручку. Не стесняйтесь, это входит в их обязанности.

8 шаг

9 шаг

ДЛЯ ТЕХ КТО В КОМАНДИРОВКЕ или уезжает в другой город необходимо получить открепительное удостоверение

10 шаг

Голосование вне помещения для голосования проводится, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Избиратель (участник референдума) имеет право проголосовать вне помещения для голосования при следующих обстоятельствах:

а) если данные об избирателе, внесены в список на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

в) избиратель, который получил открепительное удостоверение, но по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования.

Разделы: История и обществознание

Цель – после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах.

Задачи: 1. Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.

3. Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

4. Осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

Ход урока

Заходя в кабинет учащиеся должны выбрать для себе по одному жетону (на красных – надпись “недееспособен”, на желтых - “до 18 лет”, на синих – “старше 18 лет”).

Вступительная беседа.

(Зачитывается эпиграф на доске: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”). Такие слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок. Недавно мы провели в школе диагностику “Моё участие в выборах”, а вот данные избиркома РФ по “Повторным выборам депутатов Собрания депутатов муниципального образования” в районах Архангельской области в октябре 2006 года:

Район Число избирателей, включённых в список избирателей Число избирателей, принявших участие в выборах
Коряжемский район 4961 394 7,94 %
Няндомский район 4379 910 20,78%
Приморский район 4079 806 19,76%
Ленский район 470 122 25,96%
Коношский район 1069 266 24,88%

Какую вы видите проблему? По какому вопросу у граждан нет ответственной позиции? (По гражданскому). Люди не осознают, зачем это надо, а также не знают процедуры выборов. Поэтому тема нашего урока: “Избирательное право. Избирательный процесс”. Как вы думаете какую цель мы сегодня преследуем? (показать необходимость активной жизненной гражданской позиции; неравнодушность к судьбе своей страны; выяснить как проходит процедура выборов). Если вы захотите получить более подробную информацию, то можете обратиться к Конституции РФ (показать документ) или сайту в Интернете (www.cikrf.ru).

Изучение нового материала.

Ещё в Древнем Риме все жители делились на граждан и неграждан. Вспомните какие права были у граждан? (право голосовать). Многие стремились стать гражданами, потому что это была почётная обязанность: избирать и быть избранным, т. е. можно было влиять на власть. А в каком документе закреплены основные права и обязанности граждан РФ? (в Конституции РФ). Прочитайте отрывок из Конституции РФ и ответьте на вопросы?

Статья 32
Конституция РФ

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что означает избирать и быть избранным?

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже в следующем году. От того как вы поступите, будет выражаться ваша гражданская позиция. А чтобы выборы не проходили стихийно, существуют определённые правила их проведения, закреплённые законодательством. Таков Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Ознакомьтесь с отрывками из него и ответьте на вопросы.

Статья 3

  • Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
  • Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах…

Статья 4
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации …и иными правовыми актами…, быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Вопросы к документу:

1. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участия в выборах?
2. Кто не имеет права принимать участия в выборах?

Алгоритм выборов прописан в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Закон очень объёмен и сложен. Но вы должны представлять саму процедуру выборов. Сейчас перед вами выступят докладчики, ознакомившиеся с законом, а вы должны будете по их сообщениям составить таблицу.

Этапы выборов Ответственные Сроки

Проверка таблицы после окончания сообщений. Она должна выглядеть примерно так:

Этапы выборов Ответственные Сроки
Назначение дня выборов Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица. Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.
Образование избирательных округов Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления. Не позднее чем за 60 дней до голосования.
Создание избирательных комиссий Центризбир ком РФ – действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы – представительный орган местного самоуправления.

Не позднее чем за 20 дней до голосования.
Выдвижение и регистрация кандидатов Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

Предвыборная агитация СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом) Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.
Голосование Территориальная избирательная комиссия 8.00 – 20.00

Какие из этих этапов являются предварительными? Сколько времени проходит от объявления до самих выборов? За какое время до выборов прекращается агитация? Какие санкции последуют за нарушение? Должны ли соблюдаться этические нормы во время проведения агитации? Откуда мы узнаём о кандидатах? Кто финансирует избирательную кампанию кандидата?

Как вы убедились процедура выборов – это не дело одного дня. Попробуем сымитировать выборы на следующем примере:

Объявляю выборы старосты класса. Я вам заранее назначала дату голосования на сегодняшнее число. Вы выдвинули от каждой группы своих кандидатов. Как проходило выдвижение кандидата? Представьте программу своего кандидата (команда кандидата или он сам представляют кратко программу). Это была агитация. Когда она прекращается? Зачем нужны эти сутки? (чтобы люди могли обдуманно и спокойно сделать выбор).

Итак, настал день самих выборов. Они начинаются с 8.00 и длятся до 20.00 по местному времени. Зачем даётся столько времени? (Избиратели приходят голосовать на избирательные участки). Где они располагаются? В нашем квартале где они находились? (обратите внимание: участки находятся в общественных местах). На избирательном участке каждому избирателю комиссия выдаёт бюллетень. Познакомьтесь с нашей избирательной комиссией (могут участвовать члены педагогического коллектива). В бюллетене указаны Ф. И. О. кандидатов. Их там несколько, а не один. Почему их должно быть не менее двух? (выдаются бюллетени кандидатов в старосты класса)

Ситуация. К вам на избирательном участке подходит бабушка и просит: “Поставь где-нибудь за меня, милок, крестик в этой бумажке”. Почему вы не имеете право это сделать?

Бюллетени после сделанной в них отметки опускаются в урну для голосования (показывается урна). Она опечатана. На избирательном участке, кроме комиссии, присутствуют ещё и наблюдатели. Чем они занимаются? (следят за правильностью процедуры).

А теперь вернёмся к жетонам, выбранным вами в начале урока. Переверните их и прочитайте надписи на обратной стороне. Поднимите руку, у кого красные жетоны. Вы имеете право голосовать? Поднимите руку те, у кого жёлтые жетоны. Вы имеете право голосовать? Поднимите руки те у кого синие жетоны. Вы имеете право голосовать? Как видим половина класса не имеет права принять участие в выборах. Значит на оставшихся возлагается ещё большая моральная ответственность.

Проходит голосование. Пока половина класса голосует, остальным задание - следить за правильностью процедуры голосования (нарушения разыгрываются учителем или членами избирательной комиссии участка). Избирательная комиссия: “Выборы прошли. Голосование окончено.”

Пока избирательная комиссия ведёт подсчёт голосов, разбираем нарушения.

Сейчас мы с вами прослушаем прямое включение с избирательного участка № 13 (разыгрывается сценка). Речь главы избиркома: “Выборы признаны состоявшимися. По результатам выборов победил (Ф. И. О. победителя). Он набрал _____ голосов (_____%) Поздравляем победителя”.

Закрепление

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

  1. Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?
  2. Каковы принципы избирательного права в РФ?
  3. Почему нужно участвовать в выборах?

В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет – написать сочинение – размышление на тему: “Я – будущий избиратель”.

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Разработка урока подготовлена: Орусь Тамарой Ивановной, учителем истории и обществознания МБОУ СОШ п. Ключ жизни, Елецкого района, Липецкой области, email: [email protected]

Исторические события рода человеческого полны примерами волеизъявлений. Общее направление движения в этой сфере: от стандартных полусознательных действий к осмысленным и организованным политическим актам. Демократическое государство немыслимо без проведения выборов. И только в условиях демократии избирательное право реально и действительно. Выборы - это самая демократическая форма участия граждан в осуществлении государственной и местной власти, их контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов

Класс: 9 класс, общеобразовательный, работающий по учебнику «Обществознание» для 9 класса / А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.

Количество часов: 90 минут.

Место данной темы в учебной программе: данная тема урока рассматривается в разделе: «Политическая сфера».

Ключевые понятия: выборы; всеобщее, равное, прямое, избирательное право (активное и пассивное), абсентеизм.

Цели обучения и развития. Учащиеся должны:

  • знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина избирать и быть избранным;
  • получить представление об этапах и содержании участия в избирательном процессе;
  • развивать дальнейшее умение работать с текстом Конституции РФ; сравнивать, анализировать, синтезировать полученные знания.

Ожидаемый воспитательный эффект от данного урока: формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор.

Обрудование: Конституция РФ; учебник «Обществознание»; технологическая карта урока (которую по ходу урока необходимо будет заполнить для каждого учащегося), юридический словарь; раздаточный материал, компьютерные технологии.

Используемые приёмы на уроке: На уроке используется технология «критического мышления». Базовая модель урока в этой технологии включает три этапа: вызов - осмысление - рефлексия. На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

1)Прием «Банк идей».

Этот приём позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. На доске можно нарисовать небольшой значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме.

  • Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, 1-2 минуты).
  • Обмен информацией в группе. Ученики делятся друг с другом известными знаниями (3 мин).
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом учитель делает запись на доске (в «банке идей») без комментариев. В «банк» можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия. Далее в ходе урока разрозненные факты, мнения могут быть связаны в логические цепи.

2)Приём «Составления кластера».

Смысл: в попытке систематизировать имеющиеся знания.

Кластер - это графическая организация материала. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (или помещает символ), а от него рисует стрелки-лучи.

3)Приём «Написание синквейна».

В переводе с французского языка «синквейн» означает стихотворение, состоящие из пяти строк. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Правила написания синквейна.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Метод «Банка идей»

Постановка проблемы

Постановка проблемы.

Объяснение учителя.

Организация индивидуальной и групповой работы.

II. Осмысление

Получение и осмысление информации.

1. Избиратель.

Кто он? Метод «кластера»

2. Работа с понятиями.

3. Принципы демократических выборов.

Составление таблицы.

4. Как проводятся выборы?

Метод «инсерта».

Беседа. Составление схемы.

Составление и обсуждение кластера совместно с учащимися.

Объяснение непонятных понятий, связанных с избирательным правом.

Постановка проблемы.

По ходу обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов (в виде таблицы).

Рассказ учителя. Постановка вопросов. Беседа с учащимися.

Проверка схемы.

Работа с источником.

(Чтение статей Конституции)

Работа в парах.

Работа со словарем.

Комментированная запись понятий.

Чтение параграфа, обсуждение в группе, составление таблицы.

Слушают учителя, индивидуальная работа с ЗУН, групповая работа: подготовка пересказа.

Работа со схемой.

III. Рефлексия собственного отношения к изучаемому материалу

Рассказ учителя о проходивших (или проходящих) выборах в современной жизни. Беседа с уч-ся.

Составляют синквейн (зачитывают по желанию)

IV. Подведение итогов и оценивание ответов учащихся

V. д/з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Стр. 60 выполнить практикум № 1-3

2.На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3.На третьей строчке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4.На четвертой - размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

5.На пятой строчке - слово-резюме, позволяющее выразить личное отношение к теме.

4) Приём «Инсерт» или «пометки на полях».

Этот прием позволяет ученику отслеживать своё понимание прочитанного текста. По мере чтения абзацев или предложений ставить знаки на полях карандашом. «З» - знаю; «У» - узнал(а) новое; «Х» - хочу узнать подробнее. Таким образом, чтение становится более осмысленным.

ХОД УРОКА

1.Вызов

А) Обращение к эпиграфу и постановка проблемы учителем.

Мы выбираем, нас выбирают,

Как это часто не совпадает.

Человеку (и человечеству) свойственно выбирать.

Что такое выбор? (Используется метод «банка идей».Смотри технологическую карту, задание № 1)

Б) Пояснение учителя.

Учитель. Мы выбираем профессию, книгу, музыку, избранника и т.д. (комментарий по «банку идей»). Выбор является отказом от чего-либо, предпочтением одного перед другим. Мы с вами изучаем раздел «Гражданин и государство».

Как вы думаете, о каком типе выбора пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О политическом).

Что такое политические выборы? (Избрание главы местной администрации,депутатов, президента, участие в референдуме).

Сегодня мы будем вести речь о праве избирать и быть избранным. (Обозначаются цели урока).

Современная история знает немало примеров, когда от результатов политических выборов зависели не только дальнейшая жизнь избирателя, но и судьбы людей целого государства.

2.Осмысление

1)Работа с понятием.

Выборы являются центральным институтом демократического правового государства. В Конституции РФ записано, что Россия - это демократическое правовое государство, поэтому выборы здесь обязательны. Обратимся к словарю. «Выборы» (чтение вслух, запись в карту)

Учитель: Кто в России имеет право участвовать в выборах?

2) Составление кластера.

(Работа в парах, обсуждение и заполнение технологической карты, смотрите задание карты №2)

  • Прочитайте статьи 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  • Обсудите и выберете основные положения статуса избирателя.
  • По итогам работы составляется кластер всем классом, который учащиеся переносят в технологическую карту.

На доске учитель вывешивает кластер (учитель заранее готовит таблички или пишет на доске) по мере обсуждения.

3) Работа с юридическим словарем: чтение, комментирование, запись уч-ся.

Избиратель - на слайдах схемы

Активное избирательное право - на слайдах схемы

Пассивное избирательное право - на слайдах схемы

Абсентеизм - на слайдах схемы

Электорат - на слайдах схемы

4) Постановка проблемы. Работа с технологической картой: задание №3.

Любые ли выборы являются демократическими? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Ответы учащихся).

Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо разобрать принципы демократических выборов. Сейчас нам предстоит работа в группах (каждая группа работает только с одним из принципов; см. задание №3 технологической карты).

По ходу общего обсуждения учитель вывешивает на доске основные положения принципов выборов, учащиеся заполняют таблицу по ходу обсуждения в технологической карте.

Демократические выборы

Группа № 1. Свобода выборов. Участие свободно и добровольно. Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования.

Группа № 2. Всеобщее избирательное право. Активное - выбирать с 18 лет. Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет). Не участвуют: недееспособные, лишенные свободы по приговору суда.

Группа № 3. Равное избирательное право. Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ). Каждый имеет только один голос.

Группа № 4. Прямое избирательное право. Личное участие в выборах. Голосование только за себя.

5) Лекция учителя. Беседа с учащимися. Как проводятся выборы?

Учитель рассказывает:

  • о назначении выборов (кто назначает, в какие сроки);
  • о создании избирательных округов и участков;
  • о системе избирательных комиссий (используя схему на слайдах)

1 гр. «Составление и уточнение списков избирателей».

Как вы думаете, зачем нужно заранее составлять списки избирателей?

2 гр. «Выдвижение и регистрация кандидатов».

Кто выдвигает кандидатов на выборные должности?

3 гр. «Предвыборная агитация».

Объясните необходимость предвыборной агитации.

Когда выборы считаются состоявшимися?

Учитель дает задания для всех групп. На столах у учащихся лежат разрезанные этапы условной схемы порядка проведения выборов. Задача: расставить этапы по своим местам. Учитель проверяет у каждой группы, потом сравнивают со схемой на доске. В итоге должна получиться следующая запись:

  • Назначение выборов.
  • Создание избирательных округов.
  • Образование избирательных комиссий.
  • Составление и уточнение списков.
  • Выдвижение и регистрация кандидатов.
  • Предвыборная агитация.
  • Голосование и подсчет голосов.
  • Обнародование выборов.

3.Рефлексия

От нашего выбора будет многое зависеть, вот почему так важно использовать свое избирательное право. А вы будете реализовывать свое избирательное право? Почему? (Беседа). Составим синквейн (см. задание №5 карты).

Темы на выбор:

  1. Выборы.
  2. Избиратель.
  3. Кандидат.
  4. Абсентеизм

Подведение итогов и оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание: § 7

Дифференцированные задания:

  1. Задания № 1-3 на стр. 60.
  2. на стр. 60.
  3. Выполнить практикум № 1-3 на стр. 60.

Список литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Обществознание. А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
  3. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - М., 2002.
  4. Мой выбор. Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. - М, 2002.
  5. Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний». - М., 2002.
  6. Никитин А.Ф. Избирательное право. - М., 1996.
  7. Юридический словарь. - М., 2000.
  8. Компьютерные технологии.

Технологическая карта урока по теме «Право избирать и быть избранным».

Задание № 3.

Работа со словарем. Понятия: выборы, избиратель, активное избирательное право, электорат, абсентеизм.

Виды и цели задания

Руководство по усвоению учебного материала

Актуализировать знания по понятию «выбор».

(Ассоциативное мышление)

Вспомнить и записать все, что известно об этом понятии?

Обменяться информацией в группе. Называть факт, при этом не повторяя сказанного другими.

Определить: кто имеет право избирать в РФ:

  1. Прочитать ст. 3 (1-3), 32 (1-3), 60 Конституции РФ.
  2. Выписать основные положения статуса избирателя.
  3. Составление кластера.

Прочитайте ст. 60

Конституции РФ, обсудите в парах основные положения статуса избирателя.

Избиратель-

Цель: познакомиться с принципами демократических выборов.

  1. Прочитать стр. 190-192
  2. Заполнить столбик таблицы.
  3. Записать всю таблицу «Демократические выборы»

стр. 190-192 обсудить в группах.

Цель: изучить порядок проведения выборов.

  1. Индивидуальное работа с текстом ЗУХ.
  2. Групповая работа. Составить пересказ.
  3. Ответить на вопросы.
  4. Составить схему. «Порядок проведения выборов»

Написать синквейн

  • Избиратель
  • Выборы
  • Кандидат
  • Абсентеизм
  1. Выбрать тему
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. фраза
  5. слово-резюме

Д/ з параграф 7 (возможно дифференцированное)

Выполнить практикум стр. 60 № 1-3

Задание 4. «Демократические выборы»

Таблица «Демократические выборы»

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Свободавыборов

Всеобщее избирательное право

Равное избирательное право

Прямое избирательное право

Участие свободно и добровольно.

Никто не может заставить или чинить преграды, выражать свою волю в ходе голосования

Активное - выбирать с 18 лет.

Пассивное - быть избранным (Гос. Дума - с 21 года, Президент - с 35 лет).

Не участвуют:

  • недееспособные
  • лишенные свободы по приговору суда.

Все граждане равны (ни у кого нет преимуществ).

Личное участие в выборах.

Никакого контроля за волеизъявлением.

Разработка урока на тему: "Право избирать и быть избранным"

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Технологическая карта урока
ФИО преподавателя: Герасимова Е.А.
Дисциплина: обществознание (включая "Экономика и право")
Группа: Дз-1
Оборудование: выход в сеть "Интернет", компьютеры, мультимедийный проектор, экран
Тип урока: изучение новых знаний
Технология обучения: "перевернутый класс"
Тема урока: "Избирательные системы"
Цель урока:формировать у обучающихся представление об избирательных системах

Этап урока - самостоятельная работа дома

Просмотр видеолекции "Избирательные системы"

Выполнение тестовых заданий

Этап урока - совместная деятельность обучающихся и преподавателя == < br>

Группа 1.
1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Мажоритарная избирательная система»
2.Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 2.
1. Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Пропорциональная избирательная система»
2 . Приведите примеры государств, в которых существует данная система.

Группа 3.
1.Используя дополнительные источники информации, создайте кластер: «Избирательная система РФ»
2. Представьте схему, в которой было бы отражено многообразие политических партий в РФ

Далее каждая группа представляет результаты своей работы, предлагая остальным ребятам записать в тетрадь наиболее важные сведения, которые удалось извлечь участникам групповой работы. (Схемы вывешиваются на доске).

Этап урока - закрепление

Выполнение задания


== Этап урока - домашнее задание ==
пройдите по ссылке и выполните следующее задание

Этап урока - рефлексия

Все мы с вами родом из детства, а дети любят играть. Я предоставлю вам возможность поиграть, но игра будет серьезной и называться она будет «Выборы». Я хочу узнать ваше мнение об уроке, для этого каждый из вас получит вот такой бюллетень, а наша группа – это избирательный участок. Ваша задача – ответить на поставленный вопрос, выбрав подходящее для вас утверждение и отпустить свой бюллетень вот в эту урну.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Поставьте любой знак в пустом квадрате справа от наиболее подходящего положения
Избирательный бюллетень, в котором любой знак поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них, считается недействительным.

Урок мне понравился, материал нужный, было интересно
Урок оставил меня равнодушным. Для меня он никакой роли не играл
Урок был неинтересен. Материал для меня ненужный

Спасибо всем за урок!