ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как и чему учат лучших школьников-математиков сибири. В новосибирской фмш (сунц нгу) запретили работать профессорам А помнишь Алексея Каренина

© press.inp.nsk.su. Памятник «фымышатам» на крыльце общежития ФМШ

13 Сен 2017, 12:29

СУНЦ НГУ (физматшкола НГУ) собирает средства на интернатное содержание детей из малообеспеченных семей в учреждении. Государство не выделяет средства на эти цели, зато на них предусмотрен норматив в 133 тыс. рублей на одного ребенка в год. Такую сумму может позволить не каждая семья.

Директор СУНЦ Николай Яворский разместил в группе ФМШ в фейсбуке объявление о сборе средств через Фонд «Эндаумент НГУ» . В сообщении отмечается, что вклад в Целевой капитал « На развитие СУНЦ НГУ» « будет всегда работать на благородные цели поддержки одаренных детей» и « обеспечит независимость нашей деятельности от непродуманных решений Минфина РФ» .

Собранные средства планируется потратить на содержание талантливых детей из малообеспеченных семей. Как уточнил Тайге.инфо Николай Яворский, объем поддержки в каждом отдельном случае будет определяться индивидуально.

« Если говорить о том, сколько бы нам было необходимо тратить в год на таких детей, я бы сформулировал так: на это надо тратить не менее 10 млн рублей. Это значит, что фонд „ Эндаумента“ должен быть порядка 100 млн и больше. Это большие средства, но, тем не менее, даже если маленькие средства появятся, все равно мы уже будем помогать, - сказал директор школы. - Чем больше мы соберем, тем больше мы сможем помогать таким семьям, особенно из отдаленных регионов, из глубинки, которым, конечно, тяжело - это не мегаполис. А такие дети нам очень важны. Это очень хорошие ребята, талантливые, работящие. Они очень многого достигают в будущем. Наши выпускники, одни из самых известных и успешных, они, как правило, из таких вот мест» .

В год на таких детей надо тратить не менее 10 млн рублей

Информацию про Целевой капитал и способы перечисления средств можно найти на сайте Эндаумента НГУ. Так, например, в опубликованном там положении обозначены направления, куда могут пойти деньги. Первая позиция в списке действительно поддержка учащихся.

По решению президента Эндаумента НГУ Игоря Кима, каждый вклад, внесенный до 6 ноября 2017 года, будет им удвоен, отмечается также в обращении, размещенном Яворским. Средства могут перечислять как выпускники школы и НГУ, так и все желающие.

Как ранее Тайга.инфо, в 2017 году школе пришлось повысить плату за интернатное содержание детей на четверть. Сумма, которую правительство выделяет специализированным учебным центрам при вузах, сейчас покрывает менее 20% их затрат. СУНЦ НГУ получил только 35 млн рублей, что соответствует потребностям обычной средней школы.

В СУНЦ обучается 500 детей. По нормативам, определенным в Минобрнауки, содержание одного ребенка должно обходиться в 133 тыс. рублей (без учета коммунальных платежей) - именно столько с этого года будут платить родители за своего школьника в ФМШ. Раньше, по словам Николая Яворского, государство частично компенсировало эту статью расходов.

Сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать

« Не очень простая ситуация во многих семьях. Но это еще при том, что сейчас у нас успешно состоялся набор, но это те, кто согласились с такой высокой оплатой, а выпали из нашего круга рассмотрения те семьи, которым надо помогать. Их нужно привлекать, - отмечает директор СУНЦ. - Если у нас эта программа появится, то им объявим, что мы можем помочь в определенном размере: Так что не бойтесь идти к нам в физматшколу, несмотря на то, что такая высокая родительская плата, мы вам поможем, мы найдем спонсоров, вам поможет Эндаумент» .

По словам Николая Яворского, в 2017 году несколько семей были вынуждены отказаться от обучения детей в СУНЦ НГУ именно из-за высокой платы. При этом, это только те, о которых известно ему, в целом таких родителей может быть еще больше.

Специализированная физматшкола открылась в Новосибирске в 1963 году. В ее задачи входит поиск талантливых детей для развития творческих способностей и интереса к научной деятельности. Со школьниками занимаются более 260 преподавателей, около половины из которых имеют ученую степень. За 54 года школу окончили около 15 тыс. человек, каждый четвертый - кандидат наук, около 500 докторов наук. СУНЦ входит в ТОП-25 лучших российских школ.

Директор

Николай Иванович Яворский

Тип

школа-интернат

Учеников Адрес Телефон

Work 330-30-11

Сайт Профиль обучения

физико-математический и химико-биологический

Фи́зико-математи́ческая шко́ла им. М. А. Лаврентьева при НГУ (СУНЦ НГУ) - учебно-образовательное учреждение Российской Федерации, обеспечивающее получение последней ступени среднего образования (10-е и 11-е классы).

История

Учащиеся ФМШ ежегодно принимают участие в Всесибирской Олимпиаде Школьников. По её результатам они могут поступить в самые престижные ВУЗы страны без сдачи ЕГЭ .

С 1986 года между Новосибирской Физико-Математической Школой и Phillips Academy происходили ежегодные обмены учениками.

Летняя школа

Поступление

Значок ФМШ.

Кроме школьников, получивших приглашение для участия в Летней Школе, есть возможность поступить без приглашения. В самом начале Летней Школы проводятся Олимпиады (физика, математика, химия), и все желающие могут принять участие в Олимпиадах. В случае поступления они приравниваются по правам к остальным ученикам.

В конце Летней школы проводятся контрольные работы (физика, математика, химия, раньше ещё и биология) и собеседования (по тем же дисциплинам). По результатам контрольных работ отбирают лучших учеников.

Посвящение

Учащиеся двухгодичного потока 10-го класса и одногодичного потока 11-го класса проходят посвящение в «Михайлов день»: день рождения М. А. Лаврентьева и М. В. Ломоносова . Посвящение происходит в Доме учёных СО РАН . «Фымышата» поют гимн школы, дают клятву, а затем 10-е классы двухгодичного потока и 11-е классы одногодичного потока поочерёдно поднимаются на сцену, где проходят обряд посвящения: берут щепотку соли, преклоняют колено перед магистром , касаются штандарта и получают значок ФМШ.

Правила

В самой ФМШ и Летней Школе действуют жесткие правила касательно поведения. Запрещается распивать спиртные напитки, драться, воровать, уходить на ночь из общежития без разрешения воспитателя класса. За подобные нарушения следует отчисление.

После 22:00 все школьники должны находиться в общежитии. В будние дни отбой в 23:00, в предпраздничные и на каникулах, отбой происходит на полчаса позже: в 23:30. За пол часа до отбоя звонит первый звонок, оповещающий о том, что пора расходиться по своим комнатам и готовиться ко сну. Блоки на ночь не закрываются и ночной воспитатель может контролировать, насколько школьники соблюдают расписание дня.

Клятва

Я, торжественно принимающий
Имя ФМШонка

КЛЯНУСЬ

Постоянно учиться,
шлифовать свой ум,
трудиться с предельной отдачей
своих сил.

КЛЯНУСЬ

Быть беспощадным
к своим слабостям
и недостаткам,
научиться жить и работать
в коллективе,
всегда быть верным нашему ФМШатскому братству.

КЛЯНУСЬ

Всегда и везде помнить
о чести своей школы,
преумножать её авторитет
и славу,
жить так, чтобы школа могла
гордиться мною.

КЛЯНУСЬ

Если же я нарушу эту клятву,
Пусть меня перестанут уважать
Мои товарищи, учителя и учёные

КЛЯНУСЬ

Гимн

Отовсюду мы съехались
В Академгородок.
В эту школу ребят вело
Много трудных дорог.

Но прошли мы через все преграды
Через конкурсы, олимпиады,
Потрудиться нам пришлось немало
В этих строгих лекционных залах.

Пусть трудны наши будни,
Нелегко нам порой.
Интегралы сложнее
Жизнь даёт нам с тобой.

Но запомнятся надолго споры,
Классы, лекции и коридоры,
Мы запомним всё: как мы тут жили,
Как учились мы и как дружили.

Годы быстро промчатся,
Пролетят чередой,
Где же нам повстречаться
Доведётся, друг мой?

Но мы свято верим в встречи эти
На Земле и на другой планете,
Где-нибудь под голубой звездой
Крепко руки мы скрестим с тобою.

Школьники произносят ФМШ как «ФыМыШа», а преподаватели их называют «фымышатами». По воспоминаниям первых преподавателей, одна из девочек - Наташа Усова - разрисовывала цветочные горшки и нарисовала на одном из них мышонка среди цветов. Ребята назвали его фымышонком, с того момента ФМШата начали и себя так называть. Ученики летней школы - «эЛШата». Также часто «фымышат» называют физматшкольниками, «эЛШат» - летнешкольниками.

Внутри школы существует система ночных (следящих за отбоем в 23:00 местного времени), утренних дежурных (за подъемом в 7:15), санитаров, физоргов и культоргов. Доступ в общежития, учебный корпус и столовую ФМШ осуществляется по специальным пропускам (жетонам). Между двумя общежитиями ФМШ и учебным корпусом существует подземный переход.

В Летней Школе за досуг отвечает группа выпускников (как правило текущего года), так называемый «КомсОтряд» или коротко «Комса». За каждый класс ответственны два воспитателя (большей частью студенты старших курсов или воспитатели / преподаватели ФМШа) «ПедОтряд». «ПедОтряд» и «КомсОтряд», в том числе проводят концерты «Визитки», в которых показывают номера из капустников НГУ, собственные номера или старые, проверенные номера из репертуара ФМШа. В таких концертах в свое время принимали участие такие известные личности, как Александр Пушной , Руслан Великохатный.

Судебный процесс против школы

СУНЦ НГУ обжаловал данное решение в областном суде. Кроме того, его опротестовал прокурор Советского района. 18 сентября г. областной суд Новосибирской области отменил решение районного суда, ссылаясь на то, что деятельность СУНЦ НГУ регулируется постановлением

В новосибирской ФМШ (СУНЦ НГУ) запретили работать профессорам

12.09.2012

Выпускники и сотрудники ФМШ №18 при МГУ (СУНЦ МГУ, Школа имени А.Н. Колмогорова) солидарны со своими коллегами из ФМШ при НГУ (СУНЦ НГУ имени М.А. Лаврентьева) в их борьбе за сохранение уникальной школы-интерната при Новосибирском Университете и её университетских традиций преподавания.

12 сентября, 13:37


Николай Яворский. фото с сайта www.nsu.ru

Физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете (СУНЦ НГУ), оштрафованная судом на 100 тысяч рублей за нарушение штатного расписания и вузовский уровень обучения, не планирует менять подходы к образованию, заявил 12 сентября корреспонденту Сиб.фм директор учреждения Николай Яворский.

7 сентября судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин счёл необходимым пересмотреть организацию учебного процесса в физматшколе НГУ и оштрафовал учреждение на 100 тысяч рублей.

«Судья Самулин опирался на типовое положение министерства образования. Согласно ему, в школе должны преподавать исключительно „учителя“, а не „профессоры“, „доценты“ и прочие „преподаватели“. Мы, в свою очередь, работаем в соответствии с постановлением Совета министров СССР 1988 года (когда был организован СУНЦ), действие которого может отменить только федеральное правительство», - описал Яворский корреспонденту Сиб.фм основания для обжалования этого решения.

Первоначально ФМШ НГУ являлось школой-интернатом № 165

Яворский напомнил, что организация учебного процесса в физматшколе изначально предполагала углублённое изучение фундаментальных дисциплин и выявление у одарённых школьников исследовательских способностей.

«Вместо этого мы должны руководствоваться нормативами для школ-интернатов для детей, оказавшихся в сложных социальных условиях и нуждающихся в базовом образовании, - продолжил директор. - Но у нас другие задачи и уровень наших специалистов другой».

Новосибирский университет и ФМШ уже подали апелляцию в Новосибирский областной суд. Решение суда также опротестовал районный прокурор.

На вопрос корреспондента Сиб.фм о возможных изменениях в учебном процессе физматшколы Яворский ответил, что все преподаватели «как работали, так и будут работать».

«Пока нас в наручниках не выведут», - заключил директор.

Физико-математическая школа (специализированный учебно-научный центр - СУНЦ) при Новосибирском государственном университете (НГУ) оштрафована на 100 тысяч рублей, а также в ней запрещено работать профессорам и университетским преподавателям. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС .

Такое решение принял судья Советского районного суда Новосибирска Сергей Самулин, 7 сентября вынеся решение о совершенном администрацией СУНЦ НГУ правонарушении. По решению суда, работать в школе должны только "учителя", а не "преподаватели", а расписание занятий не должно отличаться от стандартного.

По словам директора СУНЦ НГУ Николая Яворского, по факту такое решение означает закрытие школы, так как она вынуждена будет преобразоваться в обычную общеобразовательную. Администрация СУНЦ обжаловала решение суда. Опротестовал его также районный прокурор.

Кроме того, Яворский заявил, что СУНЦ не обязан подчиняться типовому положению, на которое опирался судья. "Имеется типовое положение, в котором прописано, что в школе-интернате преподавать могут только учителя, а у нас учителей нет, у нас есть только профессорско-преподавательский состав, который определен нами постановлением Совета министров СССР при создании СУНЦ в 1988 году. Это документ более высокого уровня, чем типовое положение", - цитирует директора "НГС. Новости".

По словам Яворского, учебный процесс в СУНЦ не претерпит изменений, по крайней мере, вплоть до рассмотрения апелляции в Новосибирском городском суде. "Все преподаватели как работали, так и будут работать, пока нас в наручниках не выведут", - сказал директор.

К судебным слушаниям по СУНЦ НГУ привела проверка Рособрнадзора, проведенная в ответ на жалобу матери одного из учащихся, которому грозило отчисление за неуспеваемость. Рособрнадзор со своей стороны уличил школу в отсутствии дефектолога, логопеда, нянечки и вожатого.

Источник: В новосибирской физматшколе запретили работать профессорам
http://readers.lenta.ru/news/2012/0 9/12/suntsngu/

Решение, фактически запрещающее профессорско-преподавательскому составу НГУ преподавать в собственной физико-математической школе /СУНЦ НГУ/ вынес районный суд Новосибирска http://www.tass-sib.ru/news/one/637 4

В Новосибирске решение районного суда поставило под угрозу существование физматшколы в Академгородке. Проверка Рособрнадзора выявила "нарушения" - старшеклассников обучают не учителя, а преподаватели и даже профессора. Суд оштрафовал школу и потребовал привести штатное расписание к стандартной норме...
http://www.rg.ru/2012/09/12/reg-sibfo/p rofessora-anons.html

Куда пропал Колмогоровский проект?

Президент Дмитрий Медведев под занавес решил-таки добиться выполнения одного из многих, так и не исполненных своих указаний: утвердить Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Еще в апреле 2010-го он дал поручение создать две сети лицеев для «одаренных» детей – в федеральных округах и при ведущих университетах страны. До сих пор оно не выполнено. 27 февраля 2012-го, на заседании Президиума Госсовета, посвященного мерам господдержки талантливых детей и молодежи, на доработку Концепции выявления и развития молодых талантов выделен месяц.

Дело, на первый взгляд, хорошее. Но почему на Госсовете рассматривается именно эта концепция, подготовленная Комиссией при администрации Президента по ЕГЭ и работе с одаренными детьми? Ведь, по словам проректора МГУ, академика Алексея Хохлова, еще в 2008-м году под его руководством (и по поручению того же президента), совместно с Минобрнауки был разработанКолмогоровский проект. Поручение последовало после того, как группой крупных ученых и учителей Президенту было направлено письмо о необходимости поддержки уже имеющихся и созданию сети технических и гуманитарных школ, гимназий и лицеев для старшеклассников (сначала – в федеральных округах, а потом – в регионах), и сети заочного, дистанционного образования, которая помогала бы на более раннем этапе отбирать мотивированных ребят. Эти идеи легли в основу Колмогоровского проекта. Важной его частью стала мысль о том, что для детей в таких школах чрезвычайно важна среда, в которой они учатся. Она создается в равной мере учителями, и увлеченными учебой школьниками. Важно строить такие школы (или интернаты) при ведущих университетах страны, по примеру Колмогоровского интерната, входящего составной частью в МГУ. Они должны быть равномерно распределены по всей территории России.

Федеральное финансирование

Один из авторов «президентского» проекта, академик Алексей Семенов считает, что специализированные школы не должны быть при университетах. Ведь вузы получают федеральное финансирование на обучение студентов. Как только им поручают учить детей, это сразу создает проблемы. Даже у МГУ. Поэтому, по мысли академика Семенова, эти специализированные школы должны иметь федеральное подчинение и финансироваться отдельной строкой в бюджете. Это касается и сети дистанционного образования.

Лишним аргументом в пользу необходимости федерального подчинения, по мысли Алексея Семенова, является то, что такие школы не могут существовать в рамках существующего законодательства. Например, - в ситуации нормативно-подушевого финансирования (на него недавно перешли школы страны), когда количество денег зависит от числа учеников, а еще – от норматива региона (он везде – разный). Кроме того, спецшколам крайне вредно использовать новую систему оплаты труда (тоже – новшество последних лет). Ведь она не предполагает расходов на факультативы, дополнительные занятия, кружки (либо они сведены к минимуму). Альтернативой должен стать возврат таких школ к штатно-окладной системе. Вот такой парадокс! От себя заметим, что нормативная база сегодня такова, что работать с одаренными детьми школа не может в принципе. Базисный учебный план, концентры, которые вынуждают одно и то же изучать до 9-го класса, а потом – в 10-11-м, превращая учебу для одаренных детей в жвачку; невозможность брать в школу совместителей–ученых, и т.д.).

Но генеральная идея «президентской» концепции заключается в том, что детям, признанным одаренными, и учителям, которые их готовят, нужно давать гранты. Для чего необходим специальный фонд.

Этот пункт концепции вызвал критику не только потому, что слово «фонд» в нашем сознании часто связан с коррупционными схемами, а еще потому, что, по мнению авторов альтернативного, Колмогоровского проекта, методик определения одаренности не существует. Поэтому, если ввести «нормативное закрепление понятия одаренности» все может свестись к тестированию детей с помощью тестов, типа американского IQ. И поскольку родителей ребенка, признанного одаренным и его учителей, будут ждать гранты, за статус «одаренного» начнут бороться. Появятся «тренеры», которые будут «репетировать» на «IQ», курсы подготовки, учителя будут биться за таких учеников, переманивая их из других школ. А сами дети могут просто не выдержать: результаты окажутся плачевными для их психики. По мнению замдиректора Лицея «Вторая школа» Александра Ковальджи, чем моложе ребенок, тем опасней закреплять за ним тот путь, по которому он пойдет. Этого нет в Колмогоровском проекте, который позволяет детям свободно перемещаться по разным траекториям развития. По мысли Александра Ковальджи, «деньги нужно прежде всего давать тем, кто может работать не только с одаренными, но и с мотивированными, способными детьми.

Нельзя финансировать по результату

Главное отличие «президентского» проекта от Колмогоровского в том, что в первом финансирование, гранты выделяются в зависимости от достигнутого результата , в то время как в Колмогоровском проекте финансирование должно выделяться на саму работу . Ведь главный результат – победа в олимпиаде – далеко не всегда является гарантией одаренности. По мнению преподавателя информатики «Лиги школ» №1199 Сергея Бебчука, «дети, которые побеждали на Всероссийской олимпиаде, вовсе необязательно становились продуктивными взрослыми. И наоборот – школьники, яркие в учебе, но не показывавшие результаты в олимпиадах, чаще становятся выдающимися учеными». А, по мнению учителя литературы Лицея «Воробьевы горы» Евгении Абелюк, в гуманитарных школах победы в олимпиадах и вовсе не имеют такого значения, как в математическом и естественнонаучном профиле. Кстати, по мысли Евгении Абелюк, и гранты не являются решением проблемы: «Мы получили грант Москвы, но это не помогает работе с одаренными детьми. У нас есть дополнительные предметы «мифология» и «поэтика». А часов на них с каждым годом меньше. Их отбирают».

Почему в законе «Об образовании» нет гимназий и лицеев

Скоро профильные гимназии и вовсе лишатся своих факультативов и дополнительных часов. И вообще – своего статуса. Это происходит, благодаря «титанической работе» по «модернизации» образования: в проекте нового интегрированного закона «Об образовании» вообще нет типологии школ. То есть, нет лицеев, гимназий, спецшкол. И даже если случится чудо, и особым Указом главы государства вновь создающиеся Президентские лицеи и школы-интернаты при ведущих университетах переведут на федеральное финансирование, проблему работы с мотивированными детьми в целом это не решит. Ведь в эту категорию не попадут известные многопрофильные гимназии. Такие, как знаменитая московская «Пятьдесят седьмая школа», лицей «Вторая школа», и еще где-то полтора десятка учебных заведений только в столице. Заметим, что хорошие специализированные школы разбросаны по всей стране. Президентская концепция выявления и работы с одаренной молодежью явно не предполагает существования гимназий и лицеев. По мнению ее авторов – главное – результат, а не название.

Но ведь результата можно скорее добиться в гимназиях и лицеях, где до сих пор позволено иметь усиленную программу и дополнительные часы, деление на группы по профильным предметам, наличие ассистентов, специализированные кабинеты и лаборатории. Там - больше свободы в выборе содержания и форм работы. Основная задача таких школ – подготовка будущих исследователей во всех областях интеллектуальной деятельности. Да и во всех рейтингах школ гимназии и лицеи занимают верхние строчки. Вузы тоже пока еще держатся за счет выпускников специализированных (при вузах) лицеях и гимназиях. Так, треть факультета Московского Института электроники и математики до определенного момента состояла из выпускников их физматшколы. Сегодня треть абитуриентов, поступивших в институт, не учатся вовсе: они пришли из обычной школы с нулем знаний. По мнению преподавателя этого факультета, их баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах вуз совершенно не волнуют. А волнует, можно ли их учить. Но они не учатся и разлагают остальных. Хотят и могут учиться в основном, - выпускники лицеев при вузах. И если завтра их не станет, произойдет образовательная катастрофа.

По мнению Александра Ковальджи, главный посыл президентской концепции – несостоятельность лицеев, гимназий и других «статусных» учреждений, которые превратились в элитарные школы для детей обеспеченных родителей. А дальше делается простой вывод – разогнать их и сделать обычными школами с обычным финансированием. При этом они готовы нарушить работу успешно работающих лицеев, гимназий. Как при коллективизации: раскулачить «богатых» и сделать всех равными в нищете. Последствия будут как в Китае, который сначала ликвидировал все лицеи, а потом мучительно их восстанавливал. Между тем, отличить школу, лишь носящую звание «гимназия» от качественного учебного заведения, достаточно просто. Нужно требовать от школ повышенного уровня соответствующих результатов, привлекая для этого все формы независимого, в том числе, общественного контроля. Тогда «элитарность» выветрится сама собой, апоявится «элитность» в смысле способностей и трудолюбия учеников.

Что делать?

Кто составляет Концепции работы с одаренной молодежью, которые «несовместимы с жизнью»? В том-то и дело, что об авторах мало что известно. Можно лишь строить догадки. Как сказал Сергей Рукшин, ученики которого завоевали больше 80 медалей на международных олимпиадах школьников, учитель великого Перельмана, «за последние годы никто мне не предложил поучаствовать ни в одном обсуждении программы для одаренных детей».

В итоге получается, что Концепция, которую предложил до конца месяца доработать Президент, недееспособна. Если Лицеи в федеральных округах и лицеи при университетах еще можно Указом Президента, вывести из-под действия существующих законов, то, что делать с успешными профильными гимназиями и лицеями, не попадающими в эту категорию? Ведь в будущем законе «Об образовании» их просто нет. Значит, лицеи и гимназии превратятся в обычные школы, лишенные дополнительных часов на факультативы, кружки и т.д. Потери для государства - огромны.

Напрашивается простая мысль: а не отменить ли принятые за последнее десятилетие «образовательные» законы? Они тормозят развитие как обычных, так и специализированных школ. Это позволило бы хотя бы не разрушать то хорошее, что есть. Оставить качественные лицеи и гимназии. Но возвращение старых законов – факт беспрецедентный. Должна быть политическая воля.

И, конечно, необходимо делать то, о чем говорится в Колмогоровском проекте – развивать по всей стране широкую сеть школ и школ-интернатов для мотивированных старшеклассников. Впрочем, по словам академика Алексея Хохлова, в президентской концепции об этом не говорится вовсе. «После того, как я написал письмо президенту Медведеву, в комплексе мер появилась одна строчка о развитии системы интернатов и т.д. Но если все остальные меры предлагается реализовать в 2012-13 годах, то эту – в 2016-м. Это означает, что никто поддерживать такие школы не собирается».

Между тем, от решения этой задачи напрямую зависит безопасность страны. 20 февраля Владимир Путин в своей очередной предвыборной статье написал: "Мы приняли и реализуем беспрецедентные программы развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса России. В общей сложности в предстоящее десятилетие на эти цели выделяется порядка 23 триллионов рублей".

Возникает подозрение, что модернизировать оборонно-промышленный комплекс скоро будет некому.

А. Адамчук: я думаю, что это кафкианское судилище над новосибирской ФМШ и абсурдный вердикт суда, фактически запрещающий учёным работать в школе с талантливыми школьниками, на самом деле, послужит консолидации сил доброй воли, всех выпускников ФМШ разных поколений, выпускников и преподавателей физматклассов и физматшкол по всей стране.

вот у нас в Чикаго, например, сейчас проходит всеобщая забастовка учителей с вполне разумными требованиями.

так что и новосибирский прецедент может стать последней каплей перед началом всеобщей забастовки учителей в России.

эффект таких событий непредсказуем.

так что властям всех уровней следует поторопиться и разрешить ситуацию как можно быстрее, отменив абсурдное и несправедливое решение суда и публично извинившись за своих ретивых чиновников, фактически убивающих школы для умных и саботирующих решения высших инстанций по поиску и поддержке талантов среди молодёжи.

недавно принятая государственная концепция должна заработать и новосибирская ФМШ должна стать образцом для создания подобных ей школ-интернатов ФМШ при самых сильных вузах во всех регионах России.

иначе идея школ для умных в России будет похоронена навсегда.

России нужны умные люди.

Немного из материалов, связанных с ФМШ и Е.И. Биченковым, который был директором ФМШ 1965-1967 годов, и около 40 лет преподавал в ФМШ.

Много сил Евгений Иванович отдавал педагогической работе. Еще до создания Новосибирского государственного университета он вел физику на подготовительных курсах, организованных для строителей Академгородка, затем преподавал на физическом факультете. По предложению академика М. А. Лаврентьева в 1965 г. он возглавил первую в стране физико-математическую школу. Именно при нем эта школа стала уникальным явлением, принесшим и себе, и всему Академгородку мировую известность. Выпускники этой школы составляют сейчас основной отряд исследователей, определяющих лицо Сибирского отделения, и многим из них лекции по физике читал тогда еще молодой кандидат наук Е. Биченков. С 1967 по 1973 гг. он первый проректор НГУ и проявляет свой талант преподавателя и организатора науки уже на новом уровне. В последние годы он возвращается в ФМШ, где возглавляет кафедру общей физики, продолжая в то же время читать лекции на физфаке университета. За успехи, достигнутые в преподавании, Е. Биченков в 1999 г. был удостоен почетного звания Заслуженного работника высшей школы России.

В 1967 г. за участие в создании Новосибирского научного центра и достигнутые успехи в развитии науки он награжден орденом Знак Почета.

Источники:
Наука в Сибири N 17-18 (2503-2504) 6 мая 2005 г;
ЛЕТОПИСЬ ИГиЛ

"Перечень директоров ФМШ (по году вступления в должность): П. Г. Семеряко (с 1963 г.), А. С. Карабасова (с 1963 г.), Н. Н. Бондарев (с 1964 г.), Н. Ф. Луканев (с 1965 г.), Е. И. Биченков (с 1965 г.), Н. М. Ногин (с 1967 г.), Л. Н. Паршенков (с 1967 г.) и М. А. Могилевский (с 1970 г.), А. Ф. Богачев (с 1972 г.), А. А. Никитин (с 1987 г.) и Н. И. Яворский (с 2006 г.). "

(википедия)


ТО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВОМ,
ИЛИ
КАК УЧИТЬ В ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

«Наука в Сибири»
№ 3-4 (2139-2140)
23 января 1998 г.

Е.БИЧЕНКОВ, доктор физико-математических наук,
профессор, заведующий кафедрой физики СУНЦ НГУ.

35 лет назад начала свою деятельность специализированная физико-математическая школа при Новосибирском государственном университете. Главной идеeй ее создания было осознание необходимости специальной подготовки учеников, отобранных по способностям к математике и естественным наукам. Мудрый, многоопытный и практичный М.А.Лаврентьев формулировал цели и задачи школы просто: а) даже в спорте идет отбор с раннего детства, без этого сегодня успеха не будет, б) вузы выпускают тысячи математиков и физиков, а математиками и физиками становятся единицы. Увеличьте выход в 10 раз, и школа себя оправдает. Вместе с А.А.Ляпуновым и П.Л.Капицей он опубликовал в центральной печати довольно большую статью с идеей отбора в науку способных и подготовки их в специальных физматшколах. Идею в Москве поддержал А.Н. Колмогоров, в Новосибирске - окружение М.А.Лаврентьева, в первую очередь следует назвать А.М.Будкера и В.В.Воеводского. Здесь же было предложено организовать нескольких ступеней отбора, начиная с открытого заочного тура и заканчивая летней школой со вступительным экзаменом в ФМШ. Была проведена первая олимпиада, приглашены первые учителя, в основном из научных сотрудников СО АН СССР, и 21 января 1963 года состоялись первые занятия на двух потоках. Лекцию по математике на одном из них читал А.А.Ляпунов.

Что нового в практику школьного образования внесла школа и каковы главные результаты ее деятельности в обучении основам наук на школьном уровне? Попробую сформулировать результаты своих раздумий по этому поводу. Мне это необходимо и потому, что с февраля 1965 года значительная доля моих личных педагогических усилий оказалась связанной с обучением физике как в самой школе, так и на первом курсе физического факультета НГУ, где можно видеть результаты нашей деятельности в сравнении с другими, в основном специализированными школами и классами.

Итак, что дал отбор учеников? Я глубоко убежден, что сам факт отбора и создания детского коллектива на его основе благоприятен для ребенка. Попав из своих школ, где все роли и места уже распределились и все устоялось, в новую среду, дети начинают свое внутреннее соревнование за распределение по шкале своей ценностной иерархии. Не делать этого они не могут - такова их природа и таков возраст. Важно, что в этом возрасте им предложены достойные нравственные и человеческие ценности для соревнования и показаны хорошие примеры. Кажется, нам в Новосибирской ФМШ это удалось.

Далее. В какой мере отбор произошел по истинным способностями? Соответствуют ли его результаты провозглашенным целям? Здесь я не могу быть однозначен в выводах. Во многом отбор все еще связан со случайностями. Очевидно влияние на выбор личных устремлений ребенка семьи, учителя, друзей, знакомых, а на результаты олимпиад спортивности характера, настойчивости, уровня взрослости, наконец. И, конечно, при отборе проявляется личность учителя, экзаменатора.

Здесь встает вопрос о выборе учителя для отобранных детей. С самого начала мы выдвинули одно ограничение на отбор учителя - учитель должен быть научным работником СО АН. При всей кажущейся слабости это ограничение оказалось довольно тонким и верным признаком отбора, оставив в стороне отдельных претендентов на место учителя ФМШ, не имевших, кроме страстного желания попасть в штат школы, никаких других объективных данных для работы с одаренными детьми. Оказалось, что требование быть научным работником в условиях Академгородка почти полностью соответствует требованию личностной состоятельности как в профессиональном, так и в человеческом плане. Мы живем своим особым сообществом, знаем друг друга в лицо и по работе и обязаны постоянно считаться с этим. Нам повезло, что от основания Академгородка ученого здесь судят по его делам, и судят требовательно. В наших условиях плохой работник просто не мог стать преподавателем ФМШ, а если такое случалось, то по ошибке администратора и на очень короткое время.

Я не знаю, как быть с отбором учителей в иных местах, не в Академгородке. Но из нашего опыта я на первое место выдвину критерий отбора по уровню личных достижений в предыдущей работе: если это инженер - то удачливый, с идеями и достижениями, если учитель - то фантазер и любимец школы и тоже с результатами, если студент - то отличник и выдумщик, и обязательно хороший парень среди сокурсников. А штат школы должен быть открытым, с живым обменом людей, с протоком. В нем должны собираться очень разные по своим интересам и личностным особенностям люди. Если угодно, при их подборе должен работать принцип взаимодополняемости.

В Академгородке все получилось очень естественно. У нас несколько разных школ физики. И представители всех из них собрались на кафедре физики в ФМШ, обогащая друг друга знаниями и сотрудничая. Сначала это произошло случайно, так как работа в школе ни по оплате, ни по престижу не шла ни в какое сравнение с университетом или любым вузом. Сегодня же кафедра пополняется почти исключительно за счет бывших учеников школы, критерии отбора которых значительно шире принадлежности к научной лаборатории или институту. В результате кафедра представляет в настоящее время собрание трех последовательных поколений учителей и их бывших учеников, взаимодействующих с четвертым поколением физиков, сидящих пока на школьной скамье. В этом межвозрастном объединении специфика и огромная сила нашего академгородковского сообщества, создающая своеобразную интегрированную интеллектуальную среду. В такой среде зарождение и вызревание научной идеи естественно. Это - плодороднейшая почва, попав на которую, зерно дает всходы и плодоносит.

Я высказал свои суждения о двух фундаментальнейших вопросах для специализированной школы: "Кого учить?" и "Кому учить?". Остался третий: "Чему учить?". Обсужу его на примере физики, хотя рискну сделать несколько общих выводов.

В практике нашей учебной деятельности мы выработали несколько "граничных условий", определяющих во многом построение наших учебных курсов. В формальных временных рамках так называемого учебного плана основными из них оказались следующие принципы:

Короткий срок обучения: один или два года. Наши попытки работать в условиях интерната в течение трех лет следует признать неудачными.

Короткие семестры. Занятия осенью идут примерно до 10 декабря, затем две недели зачетов и экзаменов и три недели каникул (детям обязательно надо отдохнуть от общежития). Второй семестр: с 20 января по 20 мая, опять экзаменационная сессия и летние каникулы. Кроме того, бывает несколько нерабочих дней в ноябре и мае.

Короткие недели. Школа при всей напряженности занятий работает по пятидневной неделе.

Короткие лекционные курсы. Ни один лекционный курс не может занимать более двух часов в неделю. Общее число обязательных занятий в настоящее время не может превышать 32 часа в неделю.

К этим ограничениям мы пришли далеко не сразу и совсем не прямым путем. Начало нашим поискам положил опять же М.А. Лаврентьев, который высказал несколько афористическое требование: "Ученик должен иметь свободное время, чтобы подумать, чему же его учат!"

Содержание учебных курсов по физике в школе сформировалось в результате деятельности большого количества очень разных преподавателей. Они были из разных институтов, профессионально работали в различных областях физики, сильно отличались по возрасту. Поставленные в жесткие временные рамки и при естественном стремлении отразить свои личные научные пристрастия, эти люди могли пойти по пути упрощения в изложении научных знаний и придти к примитивной "популярщине" науки, от которой пострадали все стандартные школьные учебные курсы. Другая опасность была в глубоком изложении лишь нескольких тем. Поплавав между этими крайностями, мы провели выбор лишь самого важного и самого существенного в современных научных знаниях. В результате наши обязательные учебные курсы содержат лишь фундаментальные знания. И оказалось, что этих знаний очень немного, логика их использования почти очевидна, а прозрачность и глубина внутренних связей поразительна. Как самую высокую оценку успеха нашей программы обучения приведу слова одного из бывших учеников ФМШ, которому уже исполнилось сорок и научная судьба которого сложилась очень успешно. Он сказал: "На физфаке НГУ я изучал детали физики. Все основное, ее стержень и внутреннюю логику я уловил в ФМШ".

Не стану судить обо всех учебных курсах школы сегодня. Но имеющихся у меня наблюдений достаточно, чтобы полагать, что за 34 года работы и непрерывных поисков всем участникам этого уникального по международным масштабам эксперимента удалось найти и сформулировать то, что следует назвать базисными, существенными знаниями, а также и найти способы выражения этих знаний в доступной школьникам форме. И вся эта деятельность шла естественным путем поисков, осуществляемых очень разными людьми в союзе с очень отзывчивыми учениками. Не было ни натужных планов, ни графиков представления отчетов, ни надуманных тем надуманной научной работы, ни защит вымученных диссертаций. Было то, что надо назвать творчеством. И, надеюсь, останется всегда, если сохранится физико-математическая школа.

ЗАКОНЫ МЕХАНИКИ

«Наука в Сибири»
№ 13 (2249)
31 марта 2000 г.

Учащиеся ФМШ 1965-1967 года,
доктора наук: Н.Грицан (Вдовина), ИХКиГ; В.Иванченко, ИЯФ; А.Саханенко, ИМ; В.Сенницкий, ИГ ; Е.Соленов, ИЦиГ; В.Тельнов, ИЯФ; А.Тумин, Тель-Авив; Г.Унтура, ИЭОПР; М.Эпов, ИГГ .

Вышла в свет первая часть курса физики для учащихся Физико-математической школы при НГУ -- "Законы механики", написанная д.ф.-м.н., проф. Е.И.Биченковым. Это не рядовой учебник. Первый его вариант в устном изложении автора мы услышали в 1965--67 годах, когда волею судьбы и счастливого случая оказались в числе учеников Новосибирской физматшколы, созданной в 1963 году по инициативе академика М.А.Лаврентьева, 100-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Создание ФМШ, несомненно, явилось событием мирового значения. Об этом много сказано, и значение этого начинания трудно переоценить. Идея М.А.Лаврентьева о необходимости отбора наиболее способных школьников и их обучении в специальной школе, где учителями работают действующие ученые, была подхвачена по всей стране. За эти годы сотни тысяч школьников приняли участие в олимпиадах, тысячи закончили физико-математические школы, большинство из них сегодня успешно работают в науке. Может быть, поэтому российская наука остается одной из главных ценностей России.

Автор этой книги, Е.Биченков, внес очень большой вклад в организацию и становление Новосибирской ФМШ. С 1965 по 1967 год он, тогда 28-летний кандидат наук и старший научный сотрудник Института гидродинамики, по просьбе своего учителя М.А.Лаврентьева был директором ФМШ. И ныне, как и 35 лет назад, Е.Биченков читает лекции и ведет занятия по физике, заведует кафедрой физики. Делает он это от души.

Авторам этой заметки посчастливилось быть первыми учениками Евгения Ивановича. Биченкова. До сих пор мы с восхищением вспоминаем его лекции, которые открыли нам прекрасный мир науки и дали мощный заряд энергии на всю жизнь. Вряд ли кого вдохновит задача о теле, скатывающемся по наклонной плоскости, или информация о том, что, кроме электрического поля, существует еще и магнитное поле, которое действует, почему-то, в перпендикулярном направлении. Примерно так выглядела школьная программа по физике в те годы.

Теперь представьте, что мы, 15--16-летние ребята, многие -- приехавшие из глухих мест Сибири, после лекций Е.Биченкова знали и, более того, понимали теорию относительности Эйнштейна, могли из закона Кулона и ТО вывести уравнения Максвелла, силу Лоренца, показать, что магнитное поле -- это, по сути, проявление той же кулоновской силы, но в случае движущихся зарядов. Квантовая механика для нас также была не пустым звуком, мы знали опыты Дэвиссона--Джермера, могли вывести формулу Планка для теплового излучения из первых принципов! Евгений Иванович читал такие лекции первый раз, и, похоже, некоторые вещи открывал для себя впервые при подготовке к лекциям, и эта живая радость открытий передавалась и нам. А чего стоят слова, которыми Е.И. начал одну из своих лекций: "Почему мюон такой же как электрон, но в 200 раз тяжелее? Я этого не знаю". Мы и сейчас не знаем ответа на этот вопрос. Но именно такие вопросы часто оказываются решающими при выборе жизненного пути.

За 35 лет чтения лекций в ФМШ через проф. Е.Биченкова прошло несколько тысяч школьников, которые считают его своим Учителем, и не только по физике. Кроме того, Евгений Иванович уже 40 лет преподает в Новосибирском государственном университете. Много лет студенты первого курса физфака начинают свой путь в науку с лекций профессора Биченкова, выдающегося педагога, ученого и человека.

Недавно Е.Биченкову было присвоено звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Сердечно поздравляем и от всей души желаем нашему любимому учителю крепкого здоровья и всего самого доброго. Надеемся увидеть в ближайшее время остальные три книги его уникального курса физики для ФМШ.

А помнишь Алексея Каренина?

Биченков Евгений Иванович (р. 1937) - доктор физико-математических наук, профессор. Выпускник МФТИ. С 1957 г. работает в Институте гидродинамики СО АН СССР (с 1992 г. - СО РАН). В 1967-1973 гг. - проректор НГУ.

Ну что еще можно сказать о Михаиле Алексеевиче? Во-первых, он был мужик. Именно мужик. Был такой случай: однажды мы поехали на Алтай. Прибыли на место, а там речка, красота! Михаил Алексеевич с Волги и любил грести на лодке. Подходит местный человек и просит, чтобы его перевезли на другой берег, даже деньги дал за перевоз. Ну, Михаил Алексеевич помог ему. А потом один из нас, студентов, спросил у этого пассажира, о чем они разговаривали? "Нормальный мужик, наш. Правда, я его здесь раньше не видел. Наверное, откуда-то приехал". Вот так обычный крестьянин принял академика Лаврентьева за "своего".

У Михаила Алексеевича было "чувство слова". Слово его было не всегда литературное, но всегда метко и к месту. Как-то он меня просто поразил. Говоря об одном выдающемся математике (не буду называть имени, он человек был очень известный), Михаил Алексеевич охарактеризовал его такими словами: "Он, как Собакевич, - ходит вкривь и вкось, входит и обязательно на кого-нибудь наступит!" Точно повторил Гоголя! Четко, к месту. Когда так говорит литератор, артист - это одно, а когда такие слова произносит академик, математик, государственный деятель... Вот это Михаил Алексеевич! Он тонко знал литературу, точно цитировал Крылова, Пушкина. Зарубежными авторами не увлекался - он был очень русским человеком.

Великолепно ходил на лыжах. Очень любил физическую работу. Живя здесь, в Академгородке, сам постоянно рубил дрова и топил печь. Лаврентьеву нравилось собирать вокруг себя молодежь. Выходные мы часто проводили на его даче. Чем заняться? Перво-наперво встать на лыжи и несколько километров по лесу, ну а вечером - ужин, байки. У Михаила Алексеевича была масса историй, анекдотов.

Работа с молодежью была одним из принципов его деятельности. Очень много Лаврентьев занимался ФМШ. Кстати, тоже была история. ФМШ была организована как школа-интернат. В обычной школе-интернате дети учились только до 8-го класса. И все нормы питания, одежда были рассчитаны на детей до 14 лет. А в ФМШ приходили парни и девушки 16-17 лет. В общем, все статьи расходов на классическую школу-интернат противоречили реальному состоянию ФМШ. И еще, в обычной школе-интернате занимались дети из близлежащих районов, а к нам приезжали ребята со всей страны. Были воспитанники из Хабаровска, Владивостока. Сейчас это вообще безумно дорого, в те годы тоже было накладно. И самый главный вопрос состоял в том, чтобы ученикам ФМШ выдавались деньги на проезд. Но этого Положение для школ-интернатов не предусматривало. К тому же, чтобы отправить в школу-интернат детей из самых необеспеченных семей, государство вносило плату. Причем так: если доходы семьи мизерные -всё на государстве. Но стоило перейти определенную грань, где семья сама могла содержать ребенка, требовалось платить много: так, одна семья за двух близнецов платила около половины зарплаты отца. Это делалось для того, чтобы родители не "сплавляли" в школы-интернаты своих детей. Разумные в финансовом плане распоряжения, но для ФМШ они были вредны. И нужно было либо менять "Положение" о школе-интернате, либо создавать специальное "Положение" о ФМШ. Ну и началась деятельность в Министерстве просвещения РФ. И вот однажды я вернулся из Москвы окрыленным: наши предложения нашли поддержку. Доложил Лаврентьеву. Думаете, что он мне ответил? "Слушай, а ты помнишь Алексея Каренина?" Анну Каренину я, конечно, помню, а такого малосимпатичного человека, как Алексей Каренин, я и не вспоминал. А Михаил Алексеевич продолжает: "Помнишь, это ведь был человек не простой. Он был чиновник высочайшего разряда! Тертый калач! И он все ходил с прожектами об улучшении жизни крестьян". Я на память не жалуюсь, считаю, что она у меня "плохая" -ничего не забываю. А тут я не мог припомнить. "И вот ходил он с этими прожектами по разным канцеляриям и министерствам, и ему все отказывали. А однажды вдруг поддержали. И вот пришел Каренин домой и понял - все пропало. Теперь-то его прожекты точно загубят. Так что, имей в виду!"

Самой сильной его чертой было то, что он знал себе цену и соответствовал ей. А такие люди мелкими не бывают. Прямы, честны, притягивают к себе и сильно поляризуют пространство вокруг себя. Равнодушным к такому человеку нельзя остаться. Если ты с ним по сути схож, не можешь не любить его и не подражать ему. О нем хорошо сказала его жена, Вера Евгеньевна: "А у Миши была одна особенная черта - он был лишен комплекса собственной неполноценности. То есть дурака в глаза называл дураком, независимо от его ранга" . Он всегда был, по нынешнему говоря, "абсолютно конвертируемой валютой", меньше себя нигде и никогда не стоил и так умел держаться. Вот эта черта у Михаила Алексеевича сильно была выражена . Это был человек, который не лебезил ни перед кем, как бы высоко в недосягаемой административной высоте тот ни парил. Это сразу было видно.

Сейчас таких людей, как Лаврентьев, осталось очень мало. У нынешнего поколения должно быть стремление подняться на тот уровень интеллигентности и образованности, каким обладал М.А. Лаврентьев и его сподвижники.

Заочная школа при НГУ. 50 лет спустя

23 октября 2015 года Заочная школа СУНЦ НГУ – первая заочная физико-математическая школа в мире – отметила 50-летний юбилей. На праздновании юбилея в Академгородке собралось более сотни человек, среди которых были и создатели школы, и выпускники, и преподаватели, а также все те, кто в разное время участвовал в деятельности заочной школы и способствовал ее развитию.

Заочная школа при физико-математической школе НГУ стала важным дополнением к системе олимпиад и летних школ и дала любознательным и одаренным ребятам из разных, даже самых удаленных, городов и поселков уникальную возможность оценить свои способности и серьезно повысить уровень подготовки по физике и математике, а позже – поступить в престижный вуз.

На коференции «Диалог поколений» с поздравительными и напутственными речами выступили более 20 человек. Бывший ректор университета Н.С. Диканский поделился своими мыслями о том, в каком направлении должна развиваться школа в современных условиях, декан ФФ НГУ А. Е. Бондарь рассказал свою историю обучения в ЗФМШ, как полученные знания помогли ему поступить в университет и отметил несомненную пользу заочного образования для тех, кто собирается работать на переднем крае науки. А профессор НГУ А. С. Марковичев, который много лет назад участвовал в разработке методичек для ЗФМШ, рассказал удивительную историю, случившуюся недавно на вступительном экзамене по математике: «Слушая, как абитуриент отвечает на вопрос про исследование функций, я вдруг поймал себя на мысли, что если бы говорить на эту тему пришлось мне, то я точно так же излагал бы. Спустя некоторое время я спросил его: “может быть, Вы в нашей Заочной школе учились?”, – и получил утвердительный ответ!»

Начало деятельности этого успешного образовательного проекта тесно связано с именем известного бизнесмена, президента группы компаний «Ф-консалтинг» к.ф.-м.н. Геннадия Шмерельевича Фридмана, в то время – студента-второкурсника ММФ НГУ.

В своем интервью журналу «НАУКА из первых рук» он рассказал увлекательную историю о том, как несколько инициативных студентов в свободное время создали стабильно работающую школу «по переписке» буквально за два месяца, без поддержки официальных лиц университета.

О дальнейшей жизни ЗФМШ – в воспоминаниях к.ф.-м.н., профессора НГУ Александра Сергеевича Марковичева, несколько десятилетий руководившего математическим отделением этой школы. О своих впечатлениях рассказывает также редактор «НАУКИ из первых рук», к.х.н. Сергей Иванович Прокопьев, который сначала учился в ЗФМШ, а потом был преподавателем школы.

Сегодня в ЗШ СУНЦ НГУ, уже на восьми отделениях, учится около двух тысяч ребят от 5 го до 11-го класса из двадцати регионов России, из стран СНГ, Германии и США. Но суть образовательных услуг, неизменно предоставляемых ЗШ с 1965 г., можно выразить буквально в «двух словах»: любой школьник, владеющий русским языком, может по запросу получить методические материалы по интересующим его предметам и набор тематических задач, которые немного меняются из года в год, прислать свои решения и гарантированно получить письменную рецензию в ответ. Специалисты из разных отделений школы оценят правильность решений и оригинальность рассуждений школьника и дадут рекомендации по его дальнейшему обучению. Все это способствует развитию способностей и отбору талантливой молодежи, многие из которой потом становятся студентами НГУ.

Г. Ш. Фридман, к. ф.-м. н., президент группы компаний «Ф-консалтинг»:

«В августе 1965 г., возвращаясь из Всероссийского комсомольского лагеря “Орленок”, я зашел на мехмат МГУ, где увидел впервые, как готовятся задания для Заочной математической школы. А у нас в новосибирском Академгородке в это время как раз проходила Летняя школа (ЛФМШ), и мы с ребятами сразу решили, что тоже организуем заочную школу, но только (в отличие от москвичей) физико-математическую. И всем ребятам из Летней школы, кто не остался в интернате, объявили, что они стали первыми нашими «заочниками».

В качестве отступления скажу, что в некотором смысле мы повторили организационный опыт, поставленный тремя годами раньше отцами-основателями первой Летней школы, в которой я участвовал. После 45 дней тесного общения им, очевидно, стало грустно с нами расставаться, и они решили создать нечто постоянное. После экзаменов некоторые из нас были приняты в круглогодичную физико-математическую школу (ФМШ), хотя в то время сама реализация этой идеи, в том числе финансирование, была под большим вопросом…

Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6-7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: «За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …», за которым продолжался список фамилий организаторов

Тем не менее ФМШ открылась в январе по адресу: Детский проезд, 3 (это здание было построено для других целей, но несколько месяцев его использовали в качестве нашего общежития-интерната). И первые полгода это было абсолютно незаконное образовательное заведение, содержащееся за счет безусловно нецелевого расходования бюджетных денег М. А. Лаврентьевым, который ничего не боялся, когда действовал во имя идеи. Первоначально в школу были приняты 120 человек, из них 93 ее закончили. И лишь в августе 1963 г. вышло, наконец, постановление Совета министров о школах-интернатах, и подобные школы стали организовываться в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах.

Так ФМШ стала еще одним пионерным делом Сибирского отделения Академии наук. В том числе и благодаря ей наш НГУ стал действительно всесоюзным университетом – у нас учились студенты даже из Украины и Молдавии. Было два формата набора в ФМШ, в том числе по результатам заочных олимпиад. Можно было приехать из Москвы, из Ленинграда, откуда угодно. С прибывшими школьниками проводили собеседования, и не всем из них удавалось пройти конкурс, большая часть уезжала назад. Тем же, кого принимали в ФМШ, постфактум оплачивали затраты на дорогу.

«Если барон Х., которого ограбил Робин Гуд, лишился трети своих богатств, а Буратино похитил две пятых от всего количества имевшихся у Бармалея сольдо, то посчитайте, кто из них наворовал больше» – из заданий ЗФМШ

Многие студенты НГУ почти с самого начала учебы начинали участвовать в организации региональных туров олимпиады в «зоне влияния» НГУ: от Урала и Средней Азии до восточных границ СССР. В 1965 г. я был студентом первого курса, и меня уже назначили руководителем бригады СО АН СССР для проведения олимпиады по математике, физике и химии в Тюмен­ской области. Стать рядовым членом бригады студенту-первокурснику было легко, но получить мандат бригадира, в команде которого имелись два кандидата наук, в том числе известный математик Л. В. Баев – это было “круто”! Вот такой была поистине героическая юность Академ­городка.

В нашу команду входили: математики Сергей Тресков и Юрий Михеев, физики Оксана Буднева, Миша Перельройзен и Сеня Эйдельман (его я имел честь учить в Летней школе, когда сам уже был принят на первый курс университета; сейчас он, помимо прочего, заведует кафедрой физики элементарных частиц НГУ). Эйдельман и Перельройзен были тогда первокурсниками, Оксана – третьекурсницей, а мы с Тресковым и с Михеевым перешли на второй курс. Вот эта компания и создала Заочную школу.

…Нам Нужно Больше Талантливых Людей

«У нас реализуется схема образовательной пирамиды: Заочная школа – это фундамент для ФМШ, а та в свою очередь является фундаментом для НГУ, поставляя нам лучших своих выпускников. Но последние годы нам стало гораздо труднее набирать ребят в университет. Во-первых, детей рождаться стало намного меньше, другая проблема – в охвате регионов. Мы создали несколько региональных университетов, теперь там руководят наши выпускники, они начали с нами конкурировать и оттягивают часть учебного контингента на себя. В нашей ЗФМШ учится около двух тысяч ребят – это очень немного. Для сравнения: в ЗФТШ при МФТИ (где нет школы-интерната) – больше пяти тысяч.
Но сейчас появилась колоссальная возможность решить все эти проблемы: для заочного обучения надо максимально использовать возможности Интернета, скайпа, других средств связи. Когда я был ректором, лет 15 назад мы сделали специальный класс дистанционного обучения, обеспечивающий студентам интерактивную обратную связь с преподавателем. И подобную систему в ФМШ нужно внедрять как можно быстрее. Потому что нам нужно больше талантливых людей».

Мы сами сочиняли задания для рассылки и, по отзывам, неплохо с этим справлялись. Потом мы нашли среди первокурсников тех, кто стал проверять выполненные работы, на следующий год из этих студентов выросли бригадиры. В свою очередь, преподавателей стали сразу искать уже среди выпускников ФМШ, и они вместе с теми, кто «прошел» год или два в заочной школе, становились, после соответствующей тренировки, преподавателями Летней школы. Вот такой сформировался у нас принцип преемственности.

Надо заметить, что Заочная школа многие годы держалась исключительно на нашем энтузиазме. Мы сами, без какой-либо поддержки руководителей университета, организовывали печатание заданий и их рассылку. Первый официальный документ, в котором отразилось существование Заочной школы, появился лишь спустя 6–7 лет. По иронии судьбы, это был приказ по университету: “За развал работы ЗФМШ уволить: Г. Ш. Фридмана …”, и далее продолжался список фамилий организаторов.

…Недавно на заседании Международного академического совета НГУ ректор сказал, что у “университета с Академией наук должны быть взаимные интересы”. Но ведь так было всегда! Более того, в наше время даже нам, успешным ученикам ФМШ, оформили пропуска в Институт ядерной физики, где мы могли начать уже реально работать и посещать настоящие научные семинары. Правда я сам потом “перекинулся” на математику, но мои однокашники Саша Рубенчик, Женя Кузнецов и Василий Пархомчук так там и остались. Что касается Пархомчука, то директор ИЯФ Г. И. Будкер взял его на работу еще до окончания физматшколы (!), а на четвертом курсе доверил проводить свой собственный эксперимент с участием коллектива инженеров. То есть у НГУ всегда был свой собственный стиль, и студенты и даже школьники из ФМШ немалое время проводили в научно-исследовательских институтах. И первая моя статья вышла, когда я учился на первом курсе, и опубликована она была не где-нибудь, а в “Докладах Академии наук”!

Студенты, которые сейчас учатся в нашем университете, должны понимать, что они учатся в уникальном вузе с уникальными традициями. Однако далеко не все это понимают, а престиж НГУ падает. Сейчас перед нами стоит задача возрождения университета как выдающегося образовательного заведения с давней, устоявшейся репутаций, которую мы можем и должны использовать».

А. С. Марковичев, к. ф.-м. н., профессор НГУ:

«Академгородок, 1960-е гг. – необыкновенное место, необыкновенное время и замечательные люди!

В 1963 г. через заочный тур II Всесибирской физико-математической олимпиады школьников я попал во вторую Летнюю школу, и через нее – в ФМШ. Как мы учились в ФМШ – отдельная тема. Скажу только, что несколько “старичков” (учеников первого набора) организовали в школе Математическое общество, в который мог вступить каждый фымышонок, сдав соответствующий экзамен одному из его “отцов-основателей”, среди которых были Гена Фридман, Сережа Тресков и Георгий Карев. Я сдал такой экзамен Гене Фридману и таким образом с ним познакомился.

… Я занимаюсь со Своим Внуком Математикой по Материалам ЗФМШ
«Моя деятельность в Заочной школе началась осенью 1966 г., когда кураторы ЗФМШ принесли нам – студентам НГУ – работы учеников, которые надо было срочно проверить. Тетрадей было так много, что меня охватил ужас. К тому же нас предупредили, что отвечать в рецензиях надо так, чтобы ученики не присылали в школу претензий со словами “нам непонятно объяснили”. И мы с этим справились.
Помню, когда я был уже директором ФМШ при НГУ, НФПК при Правительстве РФ решил материально поддержать лучшую заочную школу. Пришлось потратить много времени и сил, чтобы доказать чиновникам, что надо поддержать не одну, а несколько лучших школ. В результате на первом этапе поддержали 30 заочных школ, а на втором – 18. Наша, разумеется, оказалась в этом списке.
Я и сейчас занимаюсь со своим внуком математикой по материалам ЗФМШ»

В школе царила атмосфера творчества, интеллектуальной свободы, нам, молодым людям в возрасте 14-18 лет, все было интересно. Нам читали лекции такие замечательные ученые, как М. А. Лаврентьев, А. А. Ляпунов, Г. И. Будкер, С. Т. Беляев и др. Конечно, писать про остальных прекрасных ученых “и другие” неприлично, но перечислить их всех здесь просто невозможно. Окончив школу и попав в НГУ, многие из нас просто жаждали делиться своими знаниями со школьниками так же, как с нами делились знаниями эти выдающиеся ученые. Неудивительно, что в 1965 г., сразу после окончания первого курса, я вместе с несколькими своими друзьями-однокурсниками стал работать преподавателем в 4-й Летней школе, обучать математике ребят, которые были всего на два года моложе меня.

«Я была уверена, что Мои Работы Проверяет если не Профессор, то Доцент…»

Елена Серая
(из интервью журналу «НАУКА из первых рук»)


«Я училась в заочной школе по генетике и биологии при ФМШ, которую организовали Анатолий Овсеевич Рувинский и Павел Михайлович Бородин. О том, что есть такая школа, я узнала поздно, поэтому за один год мне пришлось пройти двухлетний курс. Приходилось наверстывать очень много. Система такая: школьники занимаются, получают задания и отправляют свои работы в университет, мы ничего не знали о своих преподавателях, но я была уверена, что мои работы проверяет если не профессор, то доцент… Когда я поступила на ФЕН, меня уже через месяц разыскала Оля Горохова, студентка третьего курса; оказалось, она и была моим преподавателем. Оля предложила и мне заниматься со школьниками. Так, будучи студенткой первого курса, я стала преподавателем заочной школы. А когда Оля закончила университет, я переняла ее полномочия: стала завучем заочной биологической школы.
Самая веселая часть этой учебы была, когда Павел Михайлович Бородин собирал информацию по генетике кошек. Я приехала в Новосибирск, в Институте цитологии и генетики встретилась с Анатолием Овсеевичем, он дал мне карту, на которую нужно было поставить точку с указанием конкретной частоты определенного гена в районе г. Кемерово.
В Кемерове в 1980 г. по городу кошки не бегали, поэтому мы поехали на окраину, в поселок на шахте «Пионерская», там жила наша одноклассница. Фактически, это деревня, где в каждом частном доме – по кошке. Это было большое счастье, что подругу там все знали, потому что в этом году ввели налог на кошек и собак. Мы собирали информацию о кошках, а народ пугался, думая, что мы собираем деньги. Мы успокаивали их: “Но мы же не спрашиваем ни имя, ни фамилию, ни номер, вы нам покажите кошку и все!” Список мутаций был штук 12. В общем, это был великий цирк! Но материал мы собрали хороший – 130 кошек. Потом я посчитала частоту генов, нанесла на карту и отвезла ее в Новосибирск. Эти данные вошли в книгу Павла Михайловича».

В том же году начала работу и Заочная физико-математическая школа, к чему приложил руку все тот же Гена Фридман. В то время я уже участвовал в проверке заданий в этой школе, но моя регулярная работа там началась позже, уже в 1970-х гг., когда я был аспирантом и сам преподавал в ФМШ. Меня попросили сделать новое задание на тему “пределы последовательностей”; по-видимому, опыт оказался удачным, так как потом мне доверили подготовить еще три задания по математике. Три из этих четырех заданий использовались в течение несколько десятилетий, пока мы с Ю. В. Михеевым их не переделали. Одно время я даже курировал все преподавание математики в ЗШ, а также почти десяток лет готовил вступительные задания по математике, самая большая ценность которых состояла в подробных решениях, которые получали ученики вместе с рецензией на свою работу.

Отмечу, что всей этой деятельностью нас никто не заставлял заниматься, нам просто было интересно, мы ощущали собственную значимость и работали практически на общественных началах, т. е. почти бесплатно. Кстати сказать, когда при смене социальных формаций в начале 1990-х гг. один из наших университетских деятелей начал широко популяризовать лозунг «бесплатный труд – рабский труд», в НГУ тихо скончалась наша так называемая Воскресная школа. В последнее время мы в какой-то степени начинаем возвращаться к тому стилю жизни, правда, используя иностранное слово “волонтер”.

«… Заочные Учителя, Проверяющие Наши Работы, Были Очень Строги»
«Я учился в физико-математической школе г. Челябинска, у нас были замечательные учителя физики, математики и даже литературы. Казалось бы, что дополнительно могла мне дать заочная школа?
Дело в том, что в нашей школе мы учили физику не по учебнику (я его вообще ни разу в школьной жизни не открывал), а методом «народного фольклора», т. е. только общаясь с нашими учителями и друг с другом. Это был своего рода спорт: мы предлагали друг другу задачи и с энтузиазмом решали их. Но хотя это и создавало атмосферу творчества, в голове была “полная каша” или, лучше сказать, “винегрет”. А однажды я увидел в журнале “Квант” объявление, что продолжается набор в ЗФМШ при НГУ, написал туда заявление, меня приняли, и я там учился два года, до 1972 г. Это был мой первый опыт самостоятельного обучения. Никто над душой не стоит, но и подсказать никто не может, приходится самому читать и разбираться. В результате последовательного чтения методических материалов и выполнения заданий все мои разрозненные знания были приведены в систему. Заочные учителя, проверяющие наши работы, были очень строги: любое нарушение логики рассуждений тут же отмечали и соответственно снижали оценку. Поэтому нужно было самому учиться искусству, которое теперь мы называем “представление результатов”, т. е. связно, ничего не упустив, изложить решение задачи. Это мне помогло при поступлении в университет.
Отмечу, что умение учиться самостоятельно – совершенно неотъемлемое качество научного исследователя. Наука быстро развивается, и чему бы вас ни научили в школе и университете, обязательно окажется, что многие полученные знания уже никуда не годятся, потому что просто устарели. И для того чтобы успешно заниматься реальной наукой, надо будет многое выучить заново. И чтобы не растеряться от внезапно ставшей необходимой самостоятельности, лучше начать тренироваться смолоду. Мне в этом очень сильно помогла Заочная школа».

Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям».

С. И. Прокопьев, к. х. н., ведущий редактор журнала «НАУКА из первых рук»:

«Мое знакомство с Заочной школой при НГУ началось весной 1979 г. в г. Кургане, когда на станции юных техников, куда мы ходили с друзьями, нам показали брошюру ЗФМШ. Надо сказать, что, хотя кое-какие сведения об этой школе попадались в газетных публикациях того времени, ее полные контактные данные, как правило, отсутствовали. И даже в районном отделе образования рассказать что-то конкретное об этой “секретной” школе не могли.

Недолго думая, я написал заявление с просьбой принять меня в 8-й класс Заочной школы на все три отделения (математическое, физическое, химическое), которые там в то время были. Через пару недель методист школы ответил, что можно выбрать только одно отделение, и я назвал математику. Такой выбор был продиктован тем, что все доступные и понятные для школьника книги по математике я к тому времени уже прочитал и освоил.

Дни, когда я получал рецензию на выполненную работу и очередное задание, были для меня праздниками. Во-первых, мой заочный учитель не скупился писать подробные комментарии в случае, если какая-то задача была решена неправильно или не полностью. Во-вторых, приятно было изучать прекрасно составленные методические материалы, которые предваряли каждый очередной набор задач.

В том же году, успешно выступив на областной олимпиаде школьников, я по результатам собеседования попал в Летнюю физико-математическую школу, а затем был зачислен в ФМШ.

«Не будь ЗФМШ, моя Жизнь Была Бы Серой и Неинтересной»
«Я учился в новосибирской школе со специализацией по истории, там программа по математике была очень простой, мне было на уроках неинтересно. О том, что в нашем городе есть физико-математическая школа, в которую можно поступить и там учиться, я даже и не знал. А про НГУ у нас говорили, что поступить туда почти невозможно.
Про заочную школу мне рассказала мама. У нас была группа “коллективный ученик”, где учитель разбирал с ребятами присылаемый из ЗФМШ учебный материал математического отделения, но я не стал ходить в этот кружок и решал задачи самостоятельно. Сначала я учился в этой заочной школе, по результатам второго года меня пригласили в Летнюю ФМШ – и вот только тогда я узнал, что есть такой СУНЦ НГУ, где можно очно учиться. Два года учебы в СУНЦ дали мощную подготовку и помогли мне преодолеть все экзамены, так что теперь я учусь на мехмате НГУ. А не будь ЗФМШ, моя сегодняшняя жизнь, наверное, была бы серой и неинтересной»

Моя следующая встреча с ЗФМШ состоялась, когда я уже учился на третьем курсе ФЕН НГУ. Оказалось, что школе не выделялось финансирования на проверку работ заочных школьников, поэтому педагогов-профессионалов хронически не хватало и этим видом деятельности озадачивали студентов профильных факультетов университета в рамках так называемых “комсомольских поручений”. В течение года я проверял работы 20 учеников восьмого класса. Задания химического отделения были ясно сформулированы, и хорошему студенту не составляло труда решать их и оценивать, насколько правильными были решения учеников. Вспоминая свою учебу в Заочной школе, я старался относиться так же внимательно и ответственно к переписке со своими подопечными. Эта деятельность, которой я занимался вплоть до окончания университета, стала для меня хорошей педагогической практикой.

Работая после выпуска в Институте катализа, я познакомился с организатором и руководителем Воскресной физико-математической и химико-биологической школы при НГУ Ниной Евгеньевной Богданчиковой. Она сразу предложила мне начать “вживую” общаться с любознательными ребятами, которые приезжали в университет по воскресеньям из разных мест, в том числе таких удаленных, как Черепаново и Мошково. В школе они старались получить знания сверх школьной программы, которые могли бы помочь им подготовиться к поступлению в вуз. В класс набиралось более сорока человек! Вольность была почти неограниченная, а программы лекций мы разрабатывали сами. За основу я взял методички Заочной школы, дополнив их своими задачами по темам, при решении которых многие школьники традиционно испытывают затруднения.

Что касается ЗФМШ, то, меняясь, пережив и хорошие, и плохие времена, она превратилась в одну из лучших отечественных заочных школ. Стабильно работающая, она очень нужна и СУНЦ НГУ, и самому Новосибирскому университету, а главное – талантливым ребятам, которые по-настоящему стремятся к знаниям

Позже я стал участвовать в организации Всесоюзных олимпиад школьников и Воскресную школу пришлось оставить, на смену пришли более молодые – выпускники и студенты НГУ. Однако на олимпиады любого уровня я всегда брал с собой брошюры Заочной школы, чтобы рассказать приехавшим ребятам и учителям об этой замечательной школе – ведь для многих это был единственный шанс получить информацию “из первых рук”.