ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Кашмир — другая Индия. Кашмир: вечная война Северо-Западной Индии Джамму и кашмир

Кашмир

С.А. ГОРОХОВ
канд. геогр. наук,
старший преподаватель кафедры экономической
и социальной географии
Московского педагогического государственного университета

Джамму и Кашмир - спорная область, находящаяся в самом центре так называемой евразийской «дуги нестабильности»; здесь сходятся границы пяти государств (Индии, Пакистана, Китая, Афганистана и Таджикистана) и три крупнейшие религии - ислам, индуизм и буддизм. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, с Афганистаном - на севере, со Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и со штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге.
Вот уже более 50 лет Кашмир служит ареной вооруженных столкновений между Индией и Пакистаном. Причина этому - геополитическое положение Кашмира на стыке Центральной и Южной Азии. Для Индии, Пакистана и Китая эта территория имеет жизненно важное значение. Горы Кашмира господствуют над Пенджабской равниной, где проживает более 100 млн человек и где располагается крупная продовольственная база Индии и Пакистана. Именно здесь, в Пенджабе, находятся крупнейшие города и промышленные центры этих государств, в том числе их столицы - Дели и Исламабад. Обстановка в индийской части Пенджаба постоянно осложняется из-за стремления сикхских экстремистов отделить штат Пенджаб от Индии. Без контроля над Кашмиром удержать Пенджаб в составе республики правительству Индии будет очень сложно. Для Китая восточный Кашмир - это единственная связь с западной частью Тибета, одной из самых неспокойных провинций, ослабить контроль над которой китайское руководство никогда не согласится.

В настоящее время территория исторического княжества Кашмир на севере Южной Азии в политическом плане де-факто подразделяется на три зоны.

Азад Кашмир

Непризнанное самопровозглашенное государство, целиком контролируется Пакистаном и зачастую включается в территорию этой страны.

Территория - 13 тыс. км 2
Население - 3,6 млн чел. (2002) *
Столицей провозглашен Музаффарабад (19 тыс. жит., 2002)
Официальным языком считается урду
Административное деление - 5 округов

Северные территории

Районы бывшего княжества Кашмир, оккупированные Пакистаном в конце 40-х годов ХХ в.

Территория - 72,5 тыс. км 2
Население - 1 млн чел. (2002)
Административный центр - Гилгит (9 тыс. чел., 2002)
Официальный язык - урду

Джамму и Кашмир

Один из 28 штатов Индии. Официальные индийские власти включают в его состав Азад Кашмир и Северные территории, но ниже приведены данные по той части территории штата, которая контролируется Индией

Территория - 101,4 тыс. км 2
Население - 10,5 млн чел. (2002)
Столица - Сринагар (летняя, с мая по октябрь, 930 тыс. чел, 2002), Джамму (зимняя, с ноября по апрель, 393 тыс. чел, 2002)
Официальные языки - урду, кашмири и хинди
Административное деление - 14 округов

Рельеф и климат

В пределах Кашмира можно выделить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагар на берегу р. Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка - гора Нункун - 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, обращенную вогнутой стороной к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и даже отвесных склонов.

Северные территории.
Хребты Каракорума

В высокогорных районах Кашмира много ледников. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. км 2 . Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 км 2), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р. Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому есть опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже много ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь около 300 км 2).
Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лех в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет –1 °С, июля +21 °С.

Территориальная структура Кашмира

До раздела в 1947 г. индийское княжество Кашмир занимало площадь 222 тыс. км 2 , но уже долгие годы эта территория поделена на сферы влияния Индии, Пакистана и Китая. Индия предъявляет права на всю территорию Кашмира, а Пакистан и Китай их оспаривают. Причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время практически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 85 тыс. км 2 . В административном отношении из этой территории выделены так называемый Азад («Свободный») Кашмир - не признанное мировым сообществом государство и особая административная единица Пакистана - Северные Территории. Под контролем Китая находится 45,5 тыс. км 2 . Это плато Аксайчин. Таким образом, Индии фактически принадлежит всего около 101 тыс. км 2 территории, которая образует штат Джамму и Кашмир. В штате две столицы: Сринагар - летняя и Джамму - зимняя.
Часто территорию Кашмира делят на четыре области, каждая из которых отличается от других своими природными условиями, историей, этническим и религиозным составом населения. В первую входят индийская провинция Кашмир (северная часть штата Джамму и Кашмир) и находящийся под контролем Пакистана Азад Кашмир. Здесь расположен самый большой город штата - Сринагар.
Вторая область - это индийская провинция Джамму (южная часть штата Джамму и Кашмир), самая густонаселенная часть Кашмира. Здесь находится второй по величине город штата, его зимняя столица Джамму.
Третью область составляет провинция Ладакх (восточная, высокогорная часть индийского штата) и территории, находящиеся под контролем Китая (Аксайчин).
К четвертой области относят Северные Территории (бывшее Гилгитское агентство), контролируемые Пакистаном.

Население

Достоверные данные о численности населения имеются лишь для индийского штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 2001 г. зафиксировала на этой территории 10 070 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами идет урбанизация. Значительно выросло за счет притока крестьян и беженцев население обеих столиц Кашмира - Джамму (317,2 тыс. жителей 1) и Сринагара (786,4 тыс. жителей 1). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабад, в 2000 г. проживали 3,6 млн человек.
В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к caмым распространенным в регионе. Кроме догров в этом районе живут гуджоры (около 1/3 населения). Жители этого района преимущественно индуисты (64%) и мусульмане-сунниты (32%), конфессиональное меньшинство образуют сикхи (3%). Догры исповедуют индуизм и религию сикхов, а гиджоры - ислам.
В Ладакхе большинство населения (54%) составляют народы тибетского происхождения - ладакхи и балти, исповедующие буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В индийском Кашмире они составляют более 92% населения, а в Азад Кашмире и Северных Территориях - около 99%. Остальная часть населения - в основном индуисты: это кашмирские брахманы (пандиты), а также выходцы из провинции Джамму.
Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане, они составляют здесь 64%. В Кашмирской долине основным этническим субстратом являются кашмирцы, основные языки - кашмири и урду.

1 По переписи населения 2001 г.

Исторические корни конфликта

Пастушка в индийской
части Кашмира

Многие конфликты в Азии имеют многовековую историю. Проблема Джамму и Кашмира не является исключением - ей более 1000 лет.
В начале первого тысячелетия до н. э. Кашмир, как и вся северная Индия, заселился индоарийскими племенами. Именно они дали начало самым крупным народам Кашмира - кашмирцам и дограм. Причем именно кашмирцы из-за труднодоступного положения их горных долин и замкнутого образа жизни считаются народом, сохранившим в наибольшей степени черты и обычаи первых арийских поселенцев в Индостане. В те времена практически все местное население составляли индуисты. Во время правления в Индии императора Ашоки (III в. до н. э.) в долины Кашмира проникает буддизм. Район Ладакха становится одним из основных буддистских центров Индии, однако в это время и индуизм еще сохранял здесь сильные позиции. Расцвет индуистского Кашмирского царства относится к VII-VIII вв. н. э. Правившие в это время династии объединили под своей властью всю территорию Кашмира, за исключением Ладакха, где до IX в. властвовали тибетцы.
В VIII в. недалеко от Сринагара был построен знаменитый храм бога солнца Сурьи. С тех пор и до нашего времени кашмирские брахманы (наследственные священнослужители) считаются самой высокой кастой. Они сыграли в истории Индии весьма заметную роль, так как всегда занимали высокие духовные и светские посты. Ярким примером является долго правившая в Индии семья Неру-Ганди, происходящая из среды кашмирских брахманов.
После завоевания Индии мусульманами кашмирские брахманы разработали для новых властителей страны язык урду на основе персидского и санскрита. Теперь урду является государственным языком Пакистана и официальным языком индийского штата Джамму и Кашмир. В настоящее время насчитывается более 500 тыс. кашмирских брахманов (из которых более 100 тыс. - в Кашмирской долине), составляющих 138 эндогамных семей, расселенных по всей территории Индии, где они до сих пор имеют большое влияние.
Но позже кашмирским индуистам пришлось отступить из-за вторжения воинственных племен с запада. В 1346 г. власть перешла к военачальнику Ринчину - уроженцу Ладакха. Будучи буддистом по вероисповеданию, он решил принять веру большинства своих подданных, однако спесивые кашмирские брахманы отказались посвятить его в индуизм. Тогда Ринчин обратился с аналогичной просьбой к мусульманским улемам и принял ислам.
В то время ислам уже был широко распространен на территории Кашмирского царства. Многовековое противоборство индуизма и буддизма значительно ослабило устои этих религий и дискредитировало их в глазах верующих. Поэтому проповедь известного в регионе с VII в. ислама, с его эгалитаризмом и неприятием кастовой системы, нашла большой отклик в широких слоях кашмирского общества.

Старинный форт
в Музаффарабаде -
административном центре
Азад Кашмира

Под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра. Ислам на юге не закрепился, и здесь целиком сохранил свое влияние индуизм. Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх - лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.
В Кашмире утвердилась власть догров. Англичане, используя принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте - Индией и Пакистаном.
В начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта». Был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий (особенно индуистов) стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению. Все это вызывало недовольство широких масс мусульман княжества правлением раджей-индуистов. В 1931 г. мусульмане подняли восстание, жестоко подавленное махараджей. В 1932 г. шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира - Мусульманскую конференцию, которая с 1939 г. стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

Окончание следует

Озеро Дал называют еще «Драгоценным камнем в короне Кашмира» и «Сринагарским сокровищем». Это не только туристическая достопримечательность, но и основной источник доходов для рыбаков.

Береговая линия озера протяженностью около 15 километров обустроена парками, отелями, каналами. Озеро площадью 18 квадратных километров замерзает при температуре от -11 градусов. Также к озеру примыкают болота, затопленные поля, сады и каналы. Максимальная его глубина – 6 метров.

В экосистему водоема входят макрофиты, фитопланктон и плавучие растения. На поверхности воды растут лотос Комарова, кувшинка белая, болотоцветник, сальвиния и другие растения, занимающие до 30 процентов поверхности озера. На плавучих садах местные жители выращивают помидоры, дыни и огурцы. Считаются, что овощи из плавучих садов сочные и очень вкусные.

В озере обитает много рыбы, что делает его важной частью кашмирского хозяйства.

Озеро Цоморири

Цоморири – крупнейшее высокогорное озеро Индии, известно своей водой сапфирово-голубого цвета и удивительной красоты пейзажами.

Длина озера - 19 километров. Название озера не простое - легенда гласит, что одна буддистская монахиня (по тибетски «чомо») ехала верхом на яке, и случайно оказалась на берегу озера. Як не мог переплыть озеро, и стал тонуть. Монахиня стала звать на помощь и кричать по-тибетски ри-ри. Монахиня утонула, а озеро получило название Цоморири.

К сожалению,полюбоваться на эту красоту можно только в летние месяцы.

А какие достопримечательности Джамму и Кашмира вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Пагонг

Пагонг переводится, как «длинный божественный океан», что верно: озеро находится на высоте 4250 метров, а длина его составляет 154 километра. Оно расположено в Гималайских горах на территории двух стран: Индии и Китая.

Соленая вода озера практически лишена жизни, а зимой и вовсе замерзает. Но вокруг жизнь кипит разнообразными птицами и животными.

Хоть озеро не считается священным, но его можно назвать местом удивительной красоты и гармонии, где можно побыть наедине с природой.

Сочетание многоцветных гор, бескрайних просторов темно-синей воды вызывают восхищение и молчаливое созерцание.

Ламаюру был основан в XI веке знаменитым махасидхой Наропой. Первоначально он состоял из пяти зданий, но до наших дней сохранился всего один. Монастырь получил своё название от плантации священного зерна, которая таинственным образом приняла форму свастики и символизирует новый Бон.

В настоящее время Ламаюру относится к направлению буддистской школы Дрикунг Кагью, но долгое время был прибежищем для последователей религии Бон.

Старейшее сохранившееся здание в монастыре - Сэнггеганг, на южной стороне скалы. Его постройку приписывают святому Ринчен Санпо. Он получил от царя Ладакха построить 108 монастырей в Ладакхе и прилегающих регионах.

Каждый год в Ламаюру проводится два праздника танцев, в котором участвуют жители ближайших городов.

Также проходит всеобщий сбор монахов Ламаюру и соседних монастырей на совместную молитву.

Монастырь Матхо

Деревня Матхо расположена в глубоком ущелье Занкарского хребта, монастырь же находится неподалеку от нее, на берегу Инда. Монастырь Матхо был основан в XVI веке знаменитым ламой Дугпой Дордже. Он является единственным монастырем в Ладакхе, принадлежащим школе тибетского буддизма Сакья. Количество монахов в нем постоянно растет.

Монастырь славится своими коллекциями тханок и мандал, резными деревянными украшениями фасадов. В маленьком монастырском музее хранятся костюмы лам, их маски и наряды, которые они одевают для своих священных танцев во время ритуальных церемоний. Каждый год в монастыре проходит праздник оракулов, в котором принимают участие монахи,проведшие долгий срок в затворничестве и медитациях. Такие ламы приобретают необыкновенные возможности и демонстрируют удивительные подвиги с ножами и мечами, а также умение ходить с завязанными глазами по возвышениям.

В дукханге (зале собраний) монастыря расположены статуи Авалокитешвары, Матрейи и Шакьямуни. На верхнем этаже здания находится небольшая башенка, в которой можно увидеть изображения Великого Учителя Сакья-пандита и других лам школы Сакья.

Монастырь Стакна Гомпа

Монастырь, основанный в XVI веке ученым из Бутана, Джамянгом Падкхаром, расположен на левом берегу реки Инд в округе Лех, в Ладакхе, Индия. Название монастыря означает "нос тигра", считается, что он находится на горе, напоминающей тигриную голову. Данный монастырь интересен прекрасными серебряными чортенами, уникальными настенными росписями, зал собраний (дукханг) украшен превосходными тханками.В монастыре находится знаменитая статуя Арья Авалокитешвары из Камрупа, в Ассаме.

Самой старой частью монастыря является Гонкханг, который,вероятно,был частью первоначальной постройки. От ворот можно пройти на центральный двор. Дукханг находится вдоль двора, и здесь хранится инкрустированный бирюзой серебряный чортен,множество тханок, на которых изображены Шакьямуни, Амитаюс, Падмасамбхава, тибетские цари-буддисты. В дукханге также находятся несколько статуй некоторых лам Друг-па. Комната за алтарем украшена красивейшей настенной росписью.

Мраморная статуя Авалокитесвары, привезенная из Ассама, является самой известной статуей в гомпе, а в маленьком музее можно полюбоваться великолепной коллекцией оружия.

В монастыре живёт около 30 монахов и тулку, которому подчиняются гомпы Стакримо, Бардан Гомпа и Сани Гомпа.По традиции ламы монастыря считаются реинкарнациями Стакна Тулку.

Перевал Зоджи Ла

Дорога на перевале поднимается до 3527 метров, поэтому он является вторым по высоте перевалом в Индии. Люди там не живут, а животные наоборот чувствуют себя комфортно на высокогорье. По мере приближения к Ладакху пейзажи становятся все более пустынными, контрастируя с зелеными красками Кашмира.

Часто бывает так, что с одной стороны перевала сияет солнце, а с другой уже несколько дней льёт непрерывный дождь. Дорога на перевале узкая и односторонняя, поэтому транспорт не может идти сразу в обе стороны. Несколько часов проезжают туда, а несколько следующих обратно.

Сезон открытия дороги приходится на конец мая и заканчивается в конце октября, иногда в зависимости от погоды продлевается на пару недель. В любое время года перевал с 16.00 до 4.00 утра закрыт.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Джамму и Кашмира? .

Долина Нубра

Долина была открыта для туристов в 1994 году, а раньше была частью Центрально-Азиатского маршрута, известного как Шёлковый Путь. По нему проходила дорога, связывающая Лех с Яркендом и далее в Среднюю Азию и Монголию. О тех временах напоминает популяция двугорбых верблюдов, неторопливо идущих по долине.

Нубра представляет собой довольно пустынное пространство с несколькими оазисами растительности и населенным пунктами, главные среди которых - Дискит (административный центр), Сумур, Хундер и Панамик.

Помимо природных красот в долине есть несколько буддийских монастырей. Основной и самый большой монастырь расположен в деревне Дескит и стоит на верху горы. Здесь же, в этой деревне находится школа буддийской иконографии и музей "танок".

Самые популярные достопримечательности в Джамму и Кашмире с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Джамму и Кашмира на нашем сайте.

Кашмир в Индии (Другие названия: Кашмири, Догри, Ладакхи, Балти, Годжри, Пунчи/Чибхали, Шина, Деванагари) - это спорная область на северо-западе полуострова Индостан, исторически бывшее княжество в .

Раздел Кашмира не закреплён официальными соглашениями о границах, а сам регион является очагом напряжения между занимающими его странами, прежде всего Индией и Пакистаном. Некоторые ошибочно считают, что Кашмир это город, штат или даже – страна, но на самом деле Кашмир – это ни то ни другое.

Политическая ситуация в регионе Кашмир в Индии еще не стабилизировалась до сих пор, причём её ещё более осложняют сепаратистские настроения самих кашмирцев. Военные столкновений не случалось уже давно, однако солдаты здесь попадаются на каждом шагу.

Значительная часть столицы Кашмира – Сринагара – расположена на воде : судёнышки поменьше служат домами, на больших лодках и в постройках, опирающихся на сваи, располагаются магазины.


Фото Озера Дал

Кашмир знаменит своим шафраном (эта область является одной из двух мест в Индии, где производят эту ценную приправу), которую получают из растёртых тычинок и рылец пестиков посевного.

Погода в Кашмире

С января по март (в сухой период) дуют холодные северо-восточные пассаты. Ещё выше горные склоны покрыты зарослями рододендронов. В дельтах большей части рек и на побережье произрастают мангровые заросли. В Индии водится большое количество эндемических видов животных, например индийская антилопа (гарна), индийский буйвол (арни) или индийский однорогий носорог.


В располагаются знаменитые Врата Индии, возведенные в начале XX века. Величественная арка из жёлтого базальта является местом, где горожане или туристы традиционно назначают встречи.

В ведутся работы по сохранению вымирающего бенгальского тигра, а в здешнем ботаническом саду находятся более 1700 видов растений, в том числе многие виды бамбука, орхидеи и пальмы. Индийцы владеют секретами дрессировки кобр. Заклинатель гипнотизирует змею игрой на флейте (на самом деле секрет заключается в ритмичных движениях факира).


Современная жизнь Кашмира

Индийские слоны издавна используются для перевозки людей, а также в качестве тягловой и вьючной силы. Впрочем, этих животных привлекают и к выполнению более сложных заданий – например, они своими мощными хоботами поднимают различные тяжести. Люди, как правило, приручают животных, родившихся на свободе, поскольку в неволе слоны размножаются плохо.

В Агре расположен знаменитый , который считают самым великолепным из сохранившихся произведений мусульманской архитектуры в Индии . Здание было возведено в XVII столетии по указанию индийского правителя Шах-Джахана над могилой его любимой жены Мумтаз-Махал. Немало индийцев не имеют жилья и ночуют просто на улице.

Городские службы зачастую не в состоянии справится с горами мусора, а во многих районах отсутствует канализация . Здесь нередки вспышки болезней, давно забытых в цивилизованном мире – таких, например, как проказа или холера. Повсюду снуют толпы людей, а всеобщую неразбериху усиливают бродящие по улицам животные – коровы, козы, обезьяны и слоны. Во многих районах самым надёжным видом транспорта на узких людных улицах остаются традиционные рикши.

На расположенном неподалёку от Бомбея (11 км на восток) Слоновьем острове Элефанта находятся индуистские скальные святыни, высеченные, вероятнее всего, примерно в VIII ст. Остров получил название из-за каменной фигуры слона, некогда стоявшей у входа в пещеры. Сегодня путь к храму обозначают установленные вдоль дороги небольшие фигуры слонов.

В одном из храмов находится огромная глыба, которую легенда наделяет чудотворной силой: тот, кто коснётся этого камня и произнесёт желание, может быть уверен в его исполнении. Через расположенный на севере страны город Варанаси, или Бенарес, протекает священная река индуистов – Ганг. Ежегодно для совершения ритуального омовения сюда прибывают миллионы паломников.

Долина Инда была колыбелью первой цивилизации, зародившейся на территории этой страны. Отличавшаяся высоким уровнем урбанизации хараппская цивилизация сформировалась в III – II тысячелетии до нашей эры; к сожалению, до нашего времени сохранились лишь . Сейчас в этом районе Кашмира располагаются в основном плантации риса.

Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.


Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.

Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.


Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»

Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.


Один из кашмирских подростков бросает камни в военных

Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.

Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.

На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.


Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара

С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.


Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира

Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.

Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.

То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.


Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.

Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.


Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами

Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.

Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.

Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в себя территории Кашмирской долины, Джамму и Ладака, которые состоят из 22 округов. В этом штате располагаются: Кашмирская долина, долина Ченаб, долина Пунч, долина Тави, Лиддерская и Синдская долины. Главная Кашмирская долина — это долина, освященная богами, является землей интеллектуальных исканий и духовного богатства. Словно повиснув между небом и землей, Джамму и Кашмир издавна был краем, в который стремились те, кому была интересна его красота.



Достопримечательности Джамму и Кашмира

4. Вы должны знать о том, что для посещения некоторых мест (как долина Нубра и Рупсу, Амарнатх и др.) Вам будет необходим специальный пермит. Его Вы сможете без проблем оформить в местных туристических агентствах.

5. С жильём в этом штате нет особых проблем. Но стоит заметить, что Вас могут попытаться обмануть хозяева снимаемого жилья. Поэтому, лучше заранее обговорить и уточнить с ними все услуги и цены.

6. Любителям активного отдыха непременно следует посетить горнолыжный курорт Гульмарг в Гималаях , который заслуженно считается лучшим местом для катания в регионе.