ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Презентация дидактической игры на тему украсим сервиз. НОД по познавательно — речевому развитию «Посуда

Лексическая тема: « ПОСУДА»

Цель:

Активизировать и обогащать словарь по теме « Посуда», её назначении.

Учить использовать в речи обобщающее понятие «Посуда».

Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.

Закрепить знания о цвете, величине, количестве.

Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

СЛОВАРЬ :

Существительные: слова – предметы:

Блюдце – тарелка – миска Кружка – чашка – стакан

Чайник – кофейник – молочник Сахарница – солонка – перечница

Салатница – конфетница - хлебница Салфетница –- масленка - кувшин

Кастрюля – сковорода – дуршлаг Ложка – вилка – нож

Половник – скалка - сито Досочка – терка - поднос

Бокал – бидон – пиала Графин – блюдо - самовар

Кофейник – казан - масленка Жбан – туес – толкушка

Банка – бутылка - ведро Сервиз

Прилагательные: слова – признаки:

фарфоровый, деревянный, стеклянный, пластмассовый,

глиняный, металлический, кухонная, столовая,

чайная, декоративная, эмалированная, чугунная, серебрянная одноразовая, прозрачный,

Глаголы: слова – действия:

ставить, пить, есть, готовить,

сушить, мыть, расписывать, упаковывать,

переставлять, обтирать, вытирать, резать,

чистить, варить, жарить, ухаживать,

расставлять, накрывать, убирать, разбивать,

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

1 . Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Цель: закрепить знания о названии посуды ; о обобщающем понятии посуда.

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

2. Дидактическое упражнение «Что это?»

Цель: упражнять в подборе глаголов; развивать фразовую речь.

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.

Это тарелка. В нее можно положить еду.

Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.

Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.

Это нож. Им можно резать хлеб.

Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

3. Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Цель: развивать зрительное внимание и память; активизировать словарь по теме Посуда.

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

4. Дидактическая игра «Что для чего?»

Цель: упражнять в классификации посуды – кухонная, столовая, чайная, декоративная . Закрепить знания об обобщающем понятии посуда.

Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении:

Кухонную посуду (в котором готовят пищу) ;

Столовая (из которой едят)

В котором хранят продукты;

Декоративная посуда;

Кроме того есть столовые принадлежности - ложки, вилки, нож.

5. Дидактическая игра «Разговор про кастрюлю» (кружку, тарелку)

Цель: упражнять в изменении слова «кастрюля» (кружка, тарелка) в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Воспитатель задает вопросы:

На кухне есть большая.... кастрюля кружка тарелка

На кухне нет …. Кастрюли кружки тарелки

Я взяла.... кастрюлю кружку тарелку

Я мечтаю о красивой... кастрюле кружке тарелке

На столе стоит подставка под … кастрюлей кружкой тарелкой


6. Дидактическая игра «Где живут продукты? »

Цель: образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-

Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.

Сахар живет в… (сахарнице). Соль живет в… (солонке).

Сухари живут в… (сухарнице). Масло живет в… (масленке).

Перец живет в… (перечнице). Чай живет в… (чайнике).

Кофе живет в…. (кофейнике). Селедка живет в..(селедочнице).

Конфеты живут в.. (конфетнице). Салат живет в..(салатнице).

7. Дидактическая игра «Слова - родственники»

Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка - кофейный
Чай - ...чайник, чайный, чаинки.
Суп - ... супчик, супница,суповой.

8. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в подборе слов – антонимов, активизировать словарь детей.

Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка (грязная).

Тарелка глубокая – тарелка (мелкая).

Чашка большая – чашка (маленькая) .

Сковорода тяжелая – сковорода (легкая).

Ножик старый – ножик (новый).

Мелкая тарелка – тарелка (глубокая)

Тяжелая кастрюля – кастрюля (лёгкая)

Горячий чайник – чайник (холодный)

Чистый стакан – стакан (грязный)

Новый кофейник – кофейник (старый)

Острый нож – нож (тупой)

Мокрая ложка – ложка (сухая)

9. Дидактическое упражнение «Из чего сделана посуда?»

Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительным.

Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:

Вилка из металла. Они какая? Металлическая вилка

Ложка из дерева. Они какая? Деревянная ложка
Тарелка из пластмассы. Она какая? Пластмассовая тарелка
Ваза из хрусталя. Она какая? Хрустальная ваза

Чашка из фарфора. Какая чашка? – Фарфоровая чашка

Если нож из стали. Какой он? Стальной нож

Если тарелка из картона. Какая она? Картонная тарелка

Если кувшин из глины. Какой он? Глиняный кувшин

Если блюдце из стекла. Какое оно? Стеклянное блюдце

10. Дидактическое упражнение «Материал »

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из фарфора - фарфоровая
Посуда из металла - металлическая
Посуда из пластика - пластиковая
Посуда из дерева - деревянная
Посуда из пластмассы - пластмассовая
Посуда из бумаги - бумажная

11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Упражнять в умении обобщать. Развивать логическое мышление.

Кровать , сахарница, кастрюля.

Хлебница, солонка, ананас, чайник.

Дуршлаг, ложка, автобус, бидон.

Сито ,врач, салатник, графин.

Стакан, кресло, кувшин, миска.

Мячик, блюдце, солонка, тарелка.

Скалка, нож, нос, сковорода.

12. Дидактическая игра «Один, два, пять»

Цель: упражнять всогласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.

Одна ложка, две ложки, пять ложек.

Кофейник, чайник, кружка, чашка, ложка, нож, миска, кастрюля, вилка, сковорода, самовар, блюдце, солонка, сахарница, маслёнка, стакан, кувшин, бокал, графин, казан, селедочница, терка, крышка.

13. Дидактическая игра «Один - много»

Цель: Упражнять в образовании мн.ч. имен существительных.

Одна тарелка, а много … тарелок

Один стакан, а много … стаканов

Один бокал … бокалов

Одно блюдце … блюдец

Одна кружка … кружек

Одна сахарница, а много … сахарниц

Одна деревянная ложка, а много … деревянных ложек

Одна металлическая крышка, а много … металлических крышек

Один пластмассовый стаканчик, а много … пластмассовых стаканчиков

Одна фарфоровая чашка, а много … фарфоровых чашек

14. Дидактическая упражнение «Назови ласково»

Цель: Активизация словаря по теме. Образование уменьшительной формы существительных в ед.ч.

Кружка -кружечка ; скалка - скалочка ; чашка - чашечка;

Миска - мисочка ; ложка - ложечка ; сито - ситечко ;

Блюдце – блюдечко; вилка – вилочка ; тёрка– тёрочка .

Кофейник – кофейничек; чайник – чайничек; нож - ножичек ,

Сковорода - сковородочка , стакан – стаканчик , кувшин - кувшинчик,

Бокал – бакальчик.

15. Дидактическая упражнение « Жадина»

Цель : Упражнять в согласовании предметов посуды со словами «Мой», «моя»

Чайник- мой чайник , чашка - моя чашка , стакан - мой стакан ,

Нож – мой нож , вилка- моя вилка , кастрюля- моя кастрюля, тарелка- моя тарелка.

16. Дидактическая упражнение « Подбери признак»

Цель : Упражнять в подборе прилагательных к существительному.

Чашка (какая?) - Фарфоровая, гладкая, блестящая, красивая, большая, маленькая, хрупкая, удобная, чистая, грязная.

Тарелка (какая?) -

Стакан (какой?)-

Блюдце (какое?)-

Кастрюля (какая?)-

17 . Дидактическая упражнение «Чего не хватает?»

Цель: упражнять в употреблении в речи имён существительных в родительном падеже.

Федора посуду не берегла, роняла и разбивала посуду она,

Забыла Федора, не знает, каких частей не хватает.

Воспитатель показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спрашивает: «Чего не хватает у чайника?»

(У чайника не хватает носика, ручки у кружки, ручки у кастрюли, носика у кувшина)

18 . Дидактическая упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

Цель: Упражнять в подборе слов – действий.

Воспитатель предлагает ребёнку закончить предложения (подобрать и назвать как можно больше слов-действий).

Покупая посуду в магазине покупатель (что делает?)… выбирает, рассматривает, проверяет, любуется, упаковывает и т.д.

Дома люди с посудой (что делают?) … распаковывают, ставят и т.д.

Ухаживая за посудой человек (что делает?)… моет, ополаскивает, вытирает, чистит, натирает до блеска..

19 . Дидактическая упражнение «Составь предложение»

Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогами в, на, под, у, за, из, к, между с заданным словом.

Составить предложения со словом кастрюля (тарелка, чайник, ложка и т.д.), употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.

Под чашкой стоит блюдце.. За шкаф упала ложка.

В чайнике кипит вода. Между ложкой и ножом стоит тарелка.

На плите стоит кастрюля . У сахарницы отломилась ручка.

20. Дидактическая игра «Ложки - стаканы»

Цель : Упражнять в употреблении предлогов в, на, под, у, за, из, к, между.

Каждому ребенку воспитатель выдает пластиковый стакан и ложку.

Воспитательдемонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:

Я положила ложку в стакан.

Я достала ложку из стакана. И т. д

Дети выполняют инструкции воспитателя:

Положи ложку в стакан.

Достань ложку из стакана.

20. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: Упражнять в употреблении глаголов. Упражнять в подборе и рифмовании слов.

Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло?

(«Федорино горе». Чуковский). Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Про Федору расскажите и слова назовите:

Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе:

Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),

Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),

Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала.

Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.

Дидактические игры с мячом.

а) «Назови ласково» тарелка – тарелочка; сковородка – сковородочка и т.д.

б) «Раздели на слоги»

Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.

Чашка ножик

тарелка вилка

блюдце чайник

ложка посуда

в) « Выполнить звуковой анализ слов » (нож, ваза, миска)

«Хлопки».

Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда».

Когда все слова будут разделены на слоги, картинки воспитатель убирает со столов.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

________________________________________________________

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте, По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическое упражнение «Сказка о чайнике»

Цель: развивать память, связную речь.

Послушай сказку, выучи ее:
«Сказка о чайнике»
Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.

Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды.
Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.

Дидактическая игра «Разбитые чашки»

Цель: упражнять в умении составлять целое из частей.

Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.

Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила две чашки

Вертушка Наташа.

- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.

Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.

__________________________________________________________________________________________________

Психогимнастика.

Представьте себе, что вы - пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться).

И вот нет терпения!

Кипит вода, пар из носика валит!

Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.

Упражнение на дыхание «Суп кипит»

Садитесь за стол. Пока мы с вами играли в мяч, в кастрюле закипел суп.

Логопед раздает детям игрушечные пластмассовые кастрюльки, наполовину наполненные водой, и короткие изогнутые соломинки для коктейля.

Перед каждым из вас кастрюлька, опустите туда соломинку.

Подуйте в нее, не раздувая щеки, так, чтобы «суп» в кастрюльке «закипел».

Дети выполняют упражнение 3-4 раз под команду логопеда.

Пальчиковые игры

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу Загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

________________________________________________________________________

Пальчиковая игра «Помогаем маме»

Раз, два, три, четыре, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить

Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, Загибают пальчики по одному, начиная с большого

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали, Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить

Так мы маме помогали.

____________________________________________________________________________

Пальчиковая игра «Помощник»

Посуду моет наш Антошка, Потирать ладошки друг о друга.

Моет вилку, чашку, ложку, Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Вымыл блюдце и стакан Выполнять имитирующие движения.

И закрыл покрепче кран.

Физкультминутки

Динамическая игра «Посуда»

(на развитие координации речи с движением, закрепление в речи относит. прил-х)

Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик: одна рука на поясе, другая

Очень важный, как начальник. изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над

Голова на тонкой ножке головой)

Вот пластмассовый поднос, (Легли на ковер, вытянулись)

Он посуду нам принес.

___________________________________________________________________________

Упражнение «Чайник»

Я – чайник, ворчун, Дети стоят, изогнув одну руку, как

хлопотун, сумасброд, носик чайника, другую руку держат на поясе.

Я вам напоказ Животик надут.

выставляю живот.

Я чай кипячу, Топают обеими ногами.

клокочу и кричу:

Эй, люди, я с вами Делают призывные движения

попить чай хочу. Правой рукой.

____________________________________________________________________________

Какая посуда спряталась на картинке?

- дополнительный материал по теме "Посуда"

Новая лексика

Существительные:

сервиз,тарелка,чашка,блюдце,вилка,ложка,нож, чайник,половник,кастрюля,сковорода,дуршлаг,скалка,

кофейник, миска.

Глаголы:

накрывать,готовить,мыть,разбить,жарить,варить, тушить, кипятить, печь.

Прилагательные:

кухонный,столовый,кофейный,чайный,фарфоровый, стеклянный,металлический,пластмассовый,железный,

глиняный,хрустальный,алюминиевый,мелкая,глубокая, чистая, грязная, хрупкая, прочная.

Игра « Четвёртыйлишний?»

Цели: развивать слуховое внимание, логическое мышление. Ход игры. Воспитатель предлагает детям определить лишнее слово

в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Чайник, стул, тарелка, кастрюля.

Кастрюля, чайник, сковорода, макароны.

Чай, чашка, блюдце, чайная ложка.

Тарелка, стол, вилка, ложка.

Игра «Найди ошибку»

Цели: развиватьзрительноевнимание,формировать грамматический строй речи (употребление родительного падежа

существительных в единственном числе).

Ходигры. Настолестоятпредметыпосуды(4-6). Воспитательперечисляетихиназываетещеодинлишний

предмет. Дети находят ошибку.

Например:

На столе находятся блюдце, чашка, чайник, сковорода.

Воспитатель: Блюдце, кастрюля, чайник, чашка, сковорода.

Ребенок: Нет кастрюли.

Игра « Сосчитай- ка»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласована числительных с прилагательными и существительными).

Например.

Одна фарфоровая тарелка, две..., пять...

Одна чайная ложка, ...

Один хрустальный бокал, ...

Одно фаянсовое блюдце, ...

Один стеклянный чайник, ...

Одна глиняная чашка, ...

Игра «Посуда»

Цели: формироватьграмматическийстройречи (согласованиечислительных«два»,«пять»с существительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям изменить слова пс образцу. Игра проводится с мячом.

Например:

Одна чашка - две чашки, одна ложка - две ложки.

Слова: вилка,стакан,нож,бокал,миска,ковшик,блюдце,

блюдо, ведро.

Аналогично с числительным «пять».

Игра «Из чего - какой?»

Цели: развиватьграмматическийстройречи(образование относительныхприлагательных).Обогащатьсловарныйзапас

(слова-названияматериалов,изкоторыхизготавливают посуду).

Ходигры. Воспитательрассказываетдетям,изкаких материаловизготавливаютпосуду.Объясняетзначениеслова

«хрупкая».Затемпроситдетейзакончитьпредложенияпо образцу.

Например.

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если вилка из алюминия, она...

Если горшочек из глины, он...

Если стакан из стекла, он...

Если нож из стали, он...

Если фужер из хрусталя...

Если тарелка из бумаги, она...

Если ложка из металла, она...

Если чайник из фарфора, он...

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям закончить предложения, сказав наоборот.

Эта ложка чистая, а эта - ... (грязная).

Вот тарелка глубокая, а вот- ... (мелкая).

Эта чашка большая, а эта - ... (маленькая).

Вот стаканширокий, авот - ... (узкий).

Этот нож старый, а этот - ... (новый).

Эта кружка белая, а эта - ... (чёрная).

Вот сковорода тяжёлая, а вот - ... (лёгкая).

Бокал хрупкий, а сковорода - ... (прочная).

Игра «Назови первый звук»

Цели: совершенствоватьфонематическиепроцессы, умение определять первый звук в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагаетдетямназватьпервый звук в словах - названиях посуды.

Слова: кастрюля,чайник,блюдце,кофейник,тарелка, сковорода, нож, ложка, дуршлаг, половник.

Игра «Вставь нужные гласные»

Цель: развивать фонематические процессы.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что мышка «съела» в словах некоторые буквы и предлагает детям посмотреть на слова и

догадаться, каких букв не хватает. Слова: чайнк, л_жка, чашк_, н_ж.

Игра «Будь внимательным»

Цель: развиватьзрительное внимание,совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямзачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся - составить слово. Затем

дети выполняют звуковой анализ этого слова.

И Р О Л В О Д К Р А Д- вилка

Загадки

Цели: развиватьслуховоевнимание,учитьсвязному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ходигры. Воспитательзагадываетзагадку,дети отгадывают.Одинизребятобъясняетеёсмысл.Остальные

дополняют.

Смастерили из досок и надели поясок.

Ихранит посудаэтасгрядкисобранноелето.

(Бочка)

Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди... (самоваром)!

Т. Маршалова

Среди ложек я полковник.

И зовут меня... (половник)

Т. Маршалова

По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с едою отправляю в рот.

(Ложка) Т. Маршалова

Текст для пересказа

ПЕЧЕНЬЕ

Мамавысыпаланатарелкупеченье.Бабушкавесело зазвенелачашками.Всеуселисьзастол.Вовапридвинул

тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали всё печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушкаподалаобоимчай.Застоломбылотихо.Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда всё печенье было съедено,

Вовавылезиз-застола.Мишадоелпоследнийкусочеки посмотрел на маму - она мешала ложкой неначатый чай.Он

посмотрел на бабушку - она жевала корочку чёрного хлеба...

В. Осеева

Придумывание продолжения к данному началу рассказа

Однажды папа с Алёшей решили подарить маме на Восьмое марта красивую тарелку. Они пошли в магазин и выбрали самую

лучшую из всех тарелок.Алёша спрятал её в шкаф на самую верхнююполкуиснетерпениемждал,когдаженаступит

праздник.Вот и настал долгожданный день.Всепоздравляли маму. И Алёша тоже побежал за своим подарком, он подставил

стулкшкафуидосталтарелку.Нотакторопился,чтоона выпала из рук и...

Алла Корниецкая
Дидактические игры по лексической теме «Посуда»

Дидактическая игра «Назови, что это»

Цель : Закреплять названия посуды

Речевая задача : Активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»; продолжать учить использовать в речи обобщающее понятие «Посуда».

Материал:

Ход игры: «Ребята, мы с вами в гостях у бабушки Федоры. Она навела порядок у себя в избе. Давайте посмотрим, что у неё на столе (используется медиапроектор) . Назовите, что это (воспитатель делает щелчок мышкой, появляется предмет посуды, ребёнок называет, что это). Как все эти предметы можно назвать одним словом? Для чего нужна посуда?

За правильный ответ ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Речевая задача: Учить образовывать существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; обогащать словарь однокоренными словами.

Материал: слайды с изображениями посуды, фишки.

Ход игры: «Ребята, давайте подскажем Федоре, как нужно заботиться о посуде. Что нужно с ней делать?

(Посуду нужно мыть, чистить, вытирать, убирать на место, аккуратно обращаться с ней, чтобы не разбилась.)

За посудой нужно не только ухаживать, но и говорить ей ласковые слова, чтобы не сбежала, как от Федоры. (Используется медиапроектор.) Например, тарелка, а ласково? (Если ребёнок называет правильно, воспитатель щелчком показывает картинку.) За каждое ласковое слово – фишка.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Активизация словаря по теме.

Речевая задача: Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имён существительных в именительном падеже.

Материал: слайды с изображением посуды, фишки.

Ход игры: Воспитатель читает детям письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Ой, горе мне, горе! Убежала от меня вся посуда! Приезжайте ко мне, помогите мне, пожалуйста, вернуть посуду. А я обещаю вам, что исправлюсь.» Ребята, давайте поможем Федоре собрать посуду. Посмотрите, под столом лежит что? (используется медиапроектор, воспитатель делает щелчок мышкой) (Тарелка) , а что лежит за печкой? (щелчок) . (Тарелки) . За правильный ответ ребёнок получает фишку.

Игры для детей 3 лет: развитие речи, ознакомление с обобщающим словом «посуда», усвоение грамматики родного языка. Эти игры будут полезны не только детям 3 лет, но и детям более старшего возраста. Они развивают языковое чутье, внимание ребенка, восприятие, учат рассуждать и подбирать точные слова. Это вторая статья из цикла статей о речевых играх с малышами в детском саду и дома.

«Посуда»

Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.

Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).

Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)

Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)

Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.

Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье

Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)

Спор.

Раз заспорила посуда,
Кто на свете всех важней.
«Я важней»,- сказал всем чайник.
Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.
Ложка – тоже людям друг».
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед!»

Сковородка заш-ш-шипела:
«Вот что я сказать хотела.
Ж-ж-жарю людям я котлеты,
И картош-ш-шку, и омлеты».

Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна,
Каждая для нас важна.

Масло мы кладём в маслёнку ,
Насыпаем соль в солонку .
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.

Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.

Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.

Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)

Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?

Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».

Игра 2. Чего не хватает?

Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.

Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

«Чашка без …(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

Игра 3. Отгадай загадку.

Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.

Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).

Попросите малыша отгадать загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Что это? Найди отгадку.

Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?

Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.

Советы для родителей:

— Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».

— Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.

Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье:

Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Посуда» для игр и занятий с детьми

Презентацию для детей «Посуда» с картинками из этой статьи в хорошем разрешении для занятий с дошкольниками можно скачать бесплатно без регистрации по этой ссылке: или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под разделом с видео сообщества).

Интересные речевые игры с детьми Вы также найдете в статьях:

Поиграйте с детьми в игры

С мячом «Четвертый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем;

Кастрюля, сковорода, доска, стакан;

Хлебница, тарелка, ложка, скалка.

Ещё одна игра с мячом «Подбери антонимы».

большой нож - маленький нож.

высокий графин- …

широкая ваза - …

узкий бокал - …

тонкая бутылка - … и т. д.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

Нож - из железа. Какой нож? - Железный. Стакан - из стекла. Какой стакан? - Стеклянный. Ковш - из пластмассы. Какой ковш? - Пластмассовый. Вилка из алюминия. Какая вилка? Алюминиевая. Блюдце из фарфора. Какое блюдце? Фарфоровое и т.д. Бокал из хрусталя - хрустальный. Конфетница из золота - золотая. Масленка из пластмассы - пластмассовая. Чайник из серебра - серебряный и т.д. Ложка из металла, она - … Чашка из фарфора, она - … Чайник из глины, он - …

Игра «Что где находится»

Я называю продукты, а ты называешь, где они хранятся или находятся.

Чай - …в чайнике. Кофе - …в кофейнике. Молоко - .. в молочнике. Масло - … в масленке. Соль - …в солонке. Сахар - …в сахарнице. Хлеб - …в хлебнице. Конфеты - …в конфетнице

Дидактическая игра «Образуй признаки».

(от предметов)

хрусталь - хрустальный,

керамика - керамический,

глина, стекло, фарфор, серебро и т. д.

(от действий):

сервировать - сервированный,

разбивать - разбитый,

варить, готовить, наливать и т. д.

Дидактическая игра «Сосчитай до 5»

Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.

Один ковш…

Один стакан…

Одна тарелка…

Одна сахарница… и т.п.

Предложите дидактическую игру «Посчитай предметы с признаками от 1 до 10 и обратно».

1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, …… 5 хрустальных бокалов…

1 стеклянная салатница, 2 стеклянных салатницы, 3 стеклянных салатницы, … 5 стеклянных салатниц…

1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, … 5 фарфоровых блюдец … и т.п.

А можно и в стихотворной форме…

Предложите послушать внимательно стихи и ответить на вопросы.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай и ответишь сам.

У нашего Вовки на блюде морковка.

У нашей Акульки картошка в кастрюльке.

У нашей Наташке смородина в чашке.

Ну а у Валерки грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай и посуду называй.

Игра «Сравнение».

Вопрос: чем отличаются и чем похожи: тарелка и блюдце; чашка и бокал; бокал и стакан; кастрюля и чайник?

Дидактическая игра «Подбери действие».

чашка - стоит, украшает, разбивается, лопается.

Кастрюля - …

Тарелка - …

Блюдце - … и т.д.

Дидактическая игра «Большой - маленький».

Тарелка - тарелочка Банка …

Чашка - чашечка Ведро …

Блюдце … Кувшин …

Кастрюля … Графин …

Сковорода … Кружка …

Поднос … Ваза …

Чайник … Миска … и т.д.

Дидактическая игра «Подбери признаки» (можно с мячом)

чашка - красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, легкая, детская, чайная, праздничная.

чайник, блюдце, тарелка и т. д.

Дидактическая игра «Один - много».

Один стакан, а много … (стаканов)

Один кувшин, а много … (кувшинов)

Один половник …

Одно сито …

Одна кастрюля …

Один новый бокал, а много … (новых бокалов)

Один алюминиевый поднос, а много … (алюминиевых подносов)

Одна стеклянная конфетница …

Одна пластмассовая масленка …

Одна дубовая кровать … и т.п.

«Угадай, какая посуда».

Как называется посуда, в которую кладут кашу; жарят котлеты; варят суп; насыпают сахар (соль, перец); наливают соус; через которую пересеивают муку; в которую кладут конфеты; из которой пьют чай.