ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как появились первые университеты в мире? Первый университет в России. История высшего образования Необходимость создания университета


Только в 1918 - 1919 гг. было создано 33 научно-исследовательских института. К 1923 г. число НИИ достигло 56, а в 1929 г. - 406.
Нынешние лукавые вопросы: «как сделать конкурентноспособной российскую науку, российской образование» - следствие очевидного регресса последней четверти века - времени, когда наследие Ленина истребляется, а имя его поливается тоннами лжи.


***
В тяжелейшие годы отражения международной капиталистической 1918-1920 гг. (как минимум, 14-ти стран, в том числе, всех крупных капиталистических стран и участников первой мировой войны), в годы борьбы с белогвардейскими армиями Владимир Ильич Ленин и руководимая им Советская Россия создавали ИНСТИТУТЫ (!!!), десятки (!!!) научных центров.

Сравните деятельность Ленина с "делами" нынешних либералов и станет понятнее, почему у нищих мозгом либералов главным производством является ложь про Ленина и его последователей.


  • 1918, январь - инженер (будущий академик) Г.О. Графтио по поручению Ленина разрабатывает смету на строительство Волховской ГЭС.

  • 1918, март - Летно-научная база под рук. профессора Жуковского. Совместная работа с Расчетно-испытательным бюро при Высшем техучилище (МГТУ имени Баумана).

  • 1918 - Ленин на встрече с русским учёным Винтером попросил начать активную работу в ядерной энергетике.

  • 1918, март - предложение Ленина Академии наук организовать исследования в области ядерной энергетики

  • 1918, май - создается Институт по изучению мозга и психической деятельности.

  • 1918, июнь - II Всероссийский авиационный съезд.

  • 1918, июль - Первый завод по производству радия.

  • 1918, август - создание Михаилом Бонч-Бруевичем по поручению Ленина Высшего геодезического управления и госпредприятия

  • «Аэрофотосъемка».
    1918, сентября - Институт физико-химического исследования твердого вещества.

  • 1918, октябрь - ЦАГИ - Первый в мире институт во главе с Жуковским и Туполевым, объединяющий широкий круг исследований.

  • 1918, декабрь - создаются:
    - Государственный институт прикладной химии;
    - Научный химико-фармацевтический институт.

  • 1918 - Первая радиолаборатория в Твери.

  • 1918, декабрь - более крупная Нижегородская радиолаборатория.

  • 1918 - Комиссия по артиллерийским опытам (КОСАРТОП). Она создала программу создания новых орудий, боеприпасов и приборов.

  • 1919, январь - Российский научный химический институт.

  • 1919 - Физико-механический факультет при Петроградском политехе.

  • 1919 - Комиссия по развитию тяжелой авиации (КОМТА)

  • 1919, июль - Российский астрономо-геодезический институт (АГИ).

  • 1919, декабрь - Государственный вычислительный институт (ГВИ).

  • 1923, апрель - институты АГИ и ГВИ реорганизуются в единый

  • Государственный астрономический институт.

  • 1920, март - Шуховская радио-телебашня на Шаболовке.

  • 1920, ноябрь - Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского).

  • 1920 - Первый факультет воздушных сообщений в Путейском институте.

  • 1920 - открылись:
    - Институт инженеров Красного Воздушного флота (ВВИА им. Жуковского);
    - Государственный институт народного здравоохранения;
    - Биохимический институт им. А. Н. Баха, Институт контроля вакцин и сывороток;
    - Туберкулезный институт;
    - Институт социальной гигиены и др.

  • 1920 - Постановление Съезда советских металлургов о развитии электролитического получения магния для алюминиево-магниевых сплавов.

  • 1921, январь - Первый советский гражданский самолет - тяжелый триплан «КОМТА».

  • 1921, январь - по указанию Ленина создаётся Комиссия по разботке программы развития «воздухоплавания и авиастроительства».

  • 1921, февраль - по инициативе В.А. Стеклова создаётся Физико-математический институт.
    Тогда же постановлением Главпрофобра и Коллегии народного Комиссариата почт и телеграфов от 31.01.1921 на Электротехникума народной связи им. Подбельского был образован Московский электротехнический институт народной связи им. Подбельского (МЭИНС)*

  • 1921, ноябрь - созданы институты:
    - Государственный рентгенологический и радиологический (медико-биологический институт);
    - Государственный физико-рентгенологический институт;

  • 1921, декабрь - Радиевый институт.

  • 1922 - Первый ускоритель элементарных частиц.

  • 1921 - Плавучий морской исследовательский институт (Плавморнин).

  • 1921 - Экспериментальная мастерская новейших изобретений (ЭКСМАНИ - экспериментальную мастерскую новейших изобретений).

  • 1922, октябрь - Комиссия при ЦАГИ по постройке металлических самолетов во главе с Туполевым.

  • 1922, декабрь - 3-летняя программа развития авиапрома.

  • 1921—1923 - организованы Астрофизический институт, Биологический институт им. К.А. Тимирязева, Географический институт.

  • 1922 - при МГУ было организовано 11 научно-исследовательских институтов. При физико-математическом факультете:
    математики и механики, физики и кристаллографии, минералогии и петрографии, зоологии, ботаники, антропологии, астрономо-геодезический, геологический, почвенный, географический и химический
    При медицинском факультете — Институт высшей нервной деятельности.

  • 1922 - Первая в мире трансляция концерта по радио.

  • 1923 - Институт аспирантуры для подготовки научных кадров

  • 1923 - производство 400-сильного авиамотора (американского «Либерти») и 300-сильного «Испано-Сюиза» и разработка советского авиадвигателя М-11.

  • 1924 - Первый в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком ТБ-1.

  • 1924 - единый Госавиатрест.

Только в 1918 - 1919 гг. было создано 33 научно-исследовательских института. К 1923 г. число НИИ достигло 56, а в 1929 г. - 406.

Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика - Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.

Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову , легли в основу проекта Московского университета. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.

После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым и М.В. Ломоносовым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета 25 января 1755 года. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 7 мая 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.

В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета : философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы в Московском не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки - латыни, но и на русском языке.

Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян.

Михаил Васильевич Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования отправляли в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью.

Огромную материальную помощь Университету оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других.

Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.

В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров: правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр.

В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.

До 1804 года деятельность университета регулировалась «Высочайше утвержденным проектом о Учреждении Московского университета». В 1804 году был принят университетский устав. Университету предоставлялась значительная автономия, ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров. Первым выборным ректором стал профессор истории и словесности Х.А. Чеботарев. Совет профессоров решал все вопросы университетской жизни, присуждал ученые звания. Книги, печатаемые с одобрения Совета в университетской типографии, освобождались от общей цензуры.

Студенты обучались на четырех факультетах (отделениях): нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание «действительный студент». Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.

Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1 сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.

В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.

Новый этап в жизни университета начался после падения крепостного права в 1861 году и вступления России на путь капитализма. Университетский устав 1863 года отражал общий курс правительства на проведение реформ, призванных ускорить развитие страны. Рост промышленности, торговли, сельского хозяйства, преобразования в сфере управления, суда, армии требовали повышения уровня и расширения университетского образования. По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факультетах университета - историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском - учились около 1500 студентов, большинство из которых принадлежало к разночинцам.

В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.

По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX века возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, Антропологии, Изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина); были открыты Ботанический сад и Зоологический сад (Московский зоопарк).

Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.

С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX - начала XX века: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности. В университете учились или преподавали известные деятели ведущих политических партий России.

Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907 гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.

Подъем революционного движения накануне первой мировой войны также затронул Московский университет. В 1911 году в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др. Правительство ответило исключением из университета более тысячи студентов, арестами и высылкой из Москвы революционно настроенных учащихся. Резко сократилось число студентов и в связи с начавшейся в 1914 году первой мировой войной.

После революции 1917 года в судьбе высшей школы произошли значительные изменения. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочий факультет. Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.

Вместе с тем часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты, и на их базе созданы самостоятельные вузы.

В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекции, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.

К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен. Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.

Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.

Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20-30-е годы значительных результатов. К 1941 году только на дневном отделении занималось около 5 тыс. студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном, для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.

С октября 1941 года университет находился в эвакуации, сначала в Ашхабаде, а с лета 1942 года - в Свердловске. В Москву университет вернулся только весной 1943 года, хотя занятия с оставшимися в столице студентами возобновились в феврале 1942 года после разгрома фашистских полчищ под Москвой.

За годы войны университет выпустил более 3 тысяч специалистов. Ученые МГУ своими научными достижениями внесли значительный вклад в дело обороны страны и развития ее экономики. Более 3 тысяч научных разработок было выполнено в МГУ за военное четырехлетие. В их числе совершенствование самолетостроения и управления морскими судами, обоснование теории точности артиллерийской стрельбы и стрельбы по площадям, обеспечение сигналов точного времени для всей страны, изобретение взрывчатых веществ.

Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.

Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак, и зажжен Вечный огонь Славы.

Послевоенное восстановление и дальнейшее развитие страны было невозможно без нового подъема университетского образования. В конце 40-х - начале 50-х годов значительно улучшается материальное положение Московского университета. На Ленинских горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 года в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием. Бюджет университета вырос более чем в 5 раз по сравнению с довоенным.

Укрепление материальной базы, меры, принятые с середины 50-х годов по демократизации политической жизни в стране, расширение контактов с иностранными государствами позволили существенно обогатить спектр научных исследований, проводимых в университете. Создаются многочисленные специализированные лаборатории, в том числе и межфакультетские, организован мощный Научно-исследовательский вычислительный центр. В составе МГУ появились новые факультеты: Институт восточных языков (с 1972 года - Институт стран Азии и Африки при МГУ), факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения. Общее число студентов дневного отделения возросло с 13 тысяч в 1953 году до 31 тысячи в 2001 году.

Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (сейчас Центр международного образования).

Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.

В университете работали многие известные ученые: математики и механики М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов; физики В.К. Аркадьев, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович; химики Я.И. Герасимов, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, Н.Н. Семенов; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, В.Н. Сукачев; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов.

В 1992 указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения. В ноябре 1998 года был принят Устав Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, по которому были значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ.

В настоящее время Московский университет включает 29 факультетов , а также 9 научно-исследовательских институтов. На факультетах Университета представлено более 300 кафедр. В МГУ обучается более 31 тыс. студентов и около 7 тыс. аспирантов. Численность профессоров и преподавателей составляет 4 тыс. человек. Кроме того, в университете работает около 5 тыс. научных сотрудников.

Два с половиной века истории старейшего российского университета свидетельствуют об огромном вкладе его питомцев в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.

Первоначально располагался на месте нынешнего Государственного исторического музея на Красной площади.

История университета

Роль движущей силы взял на себя величайший российский ученый Михаил Ломоносов . Михаил Васильевич задумал амбициозный проект создания университета для одаренных студентов. Однако реализовать идею оказалось непросто: чиновники неизменно отвечали вежливым отказом на его предложение. В конце концов, Ломоносову пришлось применить хитрый «обходной маневр»: он передал проект и устав университета фавориту императрицы Елизаветы Петровны - Ивану Ивановичу Шувалову. Влиятельный царедворец, тонкий и умный человек, Шувалов искал славы мецената и смог-таки добиться одобрения Сенатом устава нового учебного заведения, предложенного Ломоносовым. 25 января 1755 года указ о создании Императорского Московского университета был подписан императрицей Елизаветой (кстати, именно отсюда берет свое начало студенческая традиция - отмечать Татьянин день).

Вначале университет разместился в Аптекарском доме у Воскресенских ворот на Красной площади (сейчас на этом месте находится Исторический музей). Было три факультета: философский, медицинский и юридический. Отчасти благодаря тому, что Ломоносов сам был самородком «из низов», в учебном заведении проводилась весьма демократичная политика: принимали всех за исключением крепостных крестьян, при условии что человек проходил необходимые вступительные испытания. Лекции читали лучшие профессора, нередко занятия собирали огромную аудиторию, поскольку на лекции могли прийти все желающие. Подобная демократичная политика вскоре привела к существенному развитию учебного заведения. В XIX веке растет количество факультетов, в стенах университета в середине века обучается более 1000 студентов.

Здание университета довольно быстро становится тесным, и для занятий арендуют, а затем выкупают двор князя Репнина на Моховой улице, потом еще шесть барских усадеб. В 1785 году Екатерина II отпускает из казны 125 тысяч рублей для строительства здания университета по проекту архитектора Матвея Казакова . Увы, до нас не дошло самое первое здание: пожар в сентябре 1812 года уничтожил его вместе с музеем, библиотекой, художественными и научными ценностями. Но уже через пять лет обгоревший остов начали восстанавливать, средства на строительство собирались всем миром. Работы по реконструкции закончились в 1819 году под руководством архитектора Дементия Жилярди. Торжественное и нарядное здание приобрело знакомый нам величественный вид, и там начались занятия.

По воспоминаниям современников, учиться в Императорском Московском университете было и трудно, и интересно. Лекции начинались в девять утра, в расписании стояло семь пар. Факультеты не так четко разграничивались, как сейчас, - можно было посещать занятия прославленных профессоров по различным специальностям. За курс обучения надо было уплатить 28 рублей 57 копеек ассигнациями, но это не касалось малообеспеченных талантливых студентов: для них еще существовали стипендии, а также компенсация за аренду комнаты. Кроме того, была внедрена система премирования, и за отличную учебу можно было получить до 300 рублей, а приз конкурса за выдающуюся научную работу составлял 1500 рублей. В те времена, когда средняя зарплата рабочего составляла 25 рублей в месяц, это были весьма приличные деньги.

В царствование Николая I студенты получили обязательную форму: сюртук, треуголку и шпагу.

Однако вскоре в стране произошли драматические события: революция, смена политического строя, расстрел императорской семьи. Все это не могло не наложить отпечаток на уклад и политику университета. Надо отметить, что внутри коллектива произошел серьезный раскол: были те, кто «за» и те, кто «против». Студенты и профессора, не принявшие новую политическую власть, были вынуждены уйти из университета, к тому же под давлением новой власти были закрыты целые научные направления в философии, биологии, истории и филологии, которые не соответствовали революционной идеологии.

Тем не менее все эти испытания не помешали Московскому университету сохранить свое место лидера высшей школы. Уже в 1934-м в МГУ защищаются первые в СССР кандидатские диссертации, но, как только процесс обучения стал снова понемногу налаживаться, опять наступили тяжелые времена. В годы Великой Отечественной войны больше пяти тысяч студентов и преподавателей уходят на фронт. Учебная деятельность приостанавливается. Хотя уже в первые послевоенные годы произошел новый подъем в образовании, страна нуждалась в научных кадрах и квалифицированных специалистах. В 1947 году, в день 800-летия Москвы, город получил восемь гигантских строительных площадок на Воробьевых горах. Среди них - новый комплекс зданий для Московского университета с высотным зданием МГУ. Главный корпус строился с 1949 по 1953 год, и сейчас именно он является символом университета.

В 50-х годах на вступительных экзаменах в МГУ наблюдался настоящий ажиотаж. Бюджет вырос в пять раз по сравнению с довоенным периодом, что позволило оснастить научные лаборатории и учебные аудитории, открыть новые факультеты и специализированные лаборатории. Появляется факультет психологии, факультет вычислительной математики и кибернетики, первый в стране факультет почвоведения, Институт восточных языков (с 1972 года Институт стран Азии и Африки при МГУ). Сегодня в МГУ - 39 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, порядка 380 кафедр и более 40 000 студентов и аспирантов. Московский государственный университет единственный в России воспитал 11 нобелевских лауреатов.

Университет входит в тройку российских вузов, обладающих особым статусом: указом президента от 2008 года закреплена академическая самостоятельность, которая дает право устанавливать свои образовательные стандарты и программы.

Библиотека МГУ

Библиотека Московского университета, открытая в 1755 году, более ста лет была единственной светской, бесплатной и общедоступной в Москве. В середине XIX века, восстановленная после пожара 1812-го, она насчитывала более 7500 томов. В наши дни уникальный фонд составляет 10 миллионов книг, рукописей и периодических изданий. Ее услугами пользуются около 65 тысяч читателей.

Студенческий театр

Российское сценическое искусство обязано своим расцветом именно первому студенческому театру. В 1756 году студенты Московского университета под руководством ректора, поэта М.М. Хераскова, показали публике первый спектакль. Впоследствии русские театральные труппы почти полностью состояли из выпускников университета, а одна из них стала основой Императорского Московского театра, предшественника культурного достояния России - Большого и Малого театров.

Церковь Святой Татианы

После того как в пожаре 1812 года сгорели здание Казакова и первая университетская церковь Татианы Мученицы, Николай I купил для университета дом Пашкова на Большой Никитской улице. Архитектор Е.Д. Тюрин перестроил это здание для нового Аудиторного корпуса, левый флигель - для библиотеки, а правый из бывшего казенного театра превратил в церковь. Тюрин удивительно гармонично связал новое здание с Главным корпусом Казакова − Жилярди. Изящная полуротонда с колоннадой получила росписи Антона Клауди и уникальный скульптурный иконостас И.П. Витали. В 1837 году святая мученица Татиана стала покровительницей Московского университета, а потом и всего российского студенчества.

Высотное здание на Воробьевых горах

Главное здание МГУ на Воробьевых (Ленинских) горах проектировалось в мастерской архитектора Л.В. Руднева. Уникальные возможности для проекта предоставила выбранная строительная площадка - высокое плато на излучине Москвы-реки. Отодвинув высотное здание от берега, архитектор подчеркнул его величие и размер торжественным подходом, украшенным зелеными аллеями и площадями с фонтанами. Здание МГУ - самое высокое среди «сталинских сестер». Центральный пролет насчитывает 36 этажей, так что до 1990 года оно было самым высотным в Европе. Строительство 240-метрового небоскреба потребовало более 400 000 тонн стали, 175 миллионов кирпичей, 111 лифтов. Ведомство Лаврентия Берии курировало необычную стройку, тысячи заключенных работали на строительстве и отделке здания. В центральной части разместились три факультета, ректорат, библиотека, дворец культуры и музей землеведения. В 19-этажных зданиях боковых корпусов находится студенческое общежитие и квартиры для преподавателей.

Высотку МГУ на Воробьевых горах облюбовала для жизни парочка редких соколов-сапсанов.

Самый большой миф, связанный с Главным корпусом, о том, что колонны из цельной яшмы на 9-м этаже якобы были перенесены сюда из разрушенного храма Христа Спасителя . Но на самом деле это не так.

Знаменитые преподаватели университета...

Создатель аэродинамики Николай Жуковский, изобретатель противогаза, химик Николай Зелинский, великий физиолог Иван Сеченов, естествоиспытатель Климент Тимирязев, хирург Николай Склифосовский, создатель биогеохимии Владимир Вернадский и многие другие преподававшие в МГУ светила - подтверждение его уровня и престижа.

...и не менее знаменитые выпускники

Драматурги Денис Фонвизин и Александр Грибоедов , поэты Василий Жуковский и Федор Тютчев, писатели-революционеры Александр Герцен и Николай Огарев, писатели Иван Тургенев и Антон Чехов , философ Петр Чаадаев, театральные деятели Владимир Немирович-Данченко и Всеволод Мейерхольд, художник Василий Кандинский.

МГУ им. М. В. Ломоносова старше и крупнее, чем все остальные университеты Москвы. Его по праву называют центром отечественной науки. В его состав входят 40 факультетов и немногим более 300 кафедр. В МГУ единовременно проходят обучение примерно 50 000 человек, из них 10 000 обучаются на подготовительных курсах, 36 000 - студенты, и около 4 000 - аспиранты. Профессорско-преподавательский состав насчитывает порядка 4 000 человек. А с чего же все начиналось?

Предыстория

В 1741 году на российский престол вступила дочь Петра I, Елизавета Петровна. Она поставила перед собой цель - создать в Российской империи особую форму правления: просвещенную монархию. Приблизив к себе образованнейших людей своего времени, она всячески поощряла развитие сферы науки и распространение культуры.

Формально первый Московский университет нельзя назвать первым в стране. В Петербурге, в то время столице, Академия наук была открыта на четверть века раньше. Однако преподаванием там занимались преимущественно академики-иностранцы, которые отдавали предпочтение иностранным же студентам. Кроме того, получить там образование могли исключительно представители дворянского сословия. Все это не позволило Академии наук стать основой российского просвещения.

Вместе с тем потребность Российской империи в собственных специалистах постоянно росла. В рядах передовых людей того времени появилась идея - создать высшее учебное заведение, в котором бы обучались, помимо дворян, лица других сословий. С этой идеи и началась история Московского университета.

Роль Ломоносова в организации университета

Михаил Васильевич Ломоносов - один из инициаторов создания в Москве государственного университета. Он разработал структуру образовательного учреждения нового типа, а также составлял планы по его развитию в первые годы существования. В частности, он добивался того, чтобы обучение вели российские преподаватели на русском, а не латинском, как было принято ранее, языке. Ведь, как считал Ломоносов, Московский университет должен стать центром российской науки. Правда, реализовать это удалось не сразу, необходимо было сначала вырастить кадры.

Заслуги И. И. Шувалова в деле просвещения

Иван Иванович Шувалов - фаворит императрицы, человек образованный и влиятельный, опекал ученых и представителей творческих профессий. Он поддерживал разные идеи М. В. Ломоносова, одобрил и предложение по созданию университета для всех сословий. Открытие Московского университета отметили с большим размахом. После этого Елизавета назначила И. И. Шувалова его куратором. Он следил за ходом учебного процесса и оказывал всяческое содействие университету на этапе его становления.

25 января, в день святой великомученицы Татьяны, Елизавета подписала проект об организации нового университета. Сегодня этот день, получивший впоследствии название День студента, празднуют учащиеся всей страны. Да и тогда, в 1755 году, его отметили с большим размахом. Целый день звучала музыка, яркими огнями сияло здание. Тысячи людей собрались на торжество и не расходились до глубокой ночи.

Формирование материально-технической базы

Открытие Московского университета сплотило людей вокруг общего дела. Средства на его обустройство поступали из разных источников. Императрица выделила порядка 15 000 рублей, сумму по тем временам огромную. Деньги пошли на формирование библиотечных фондов, создание лабораторий со всеми необходимыми приборами. Весомый вклад внесли меценаты, в первую очередь семьи Демидовых и Строгановых. Они выделяли средства на книги, оборудование, а также на стипендии для студентов.

Впоследствии сбор денег на нужды университета проводили и его выпускники, никогда не забывавшие своей alma mater. Среди профессорского состава доброй традицией стало завещать учебному заведению свои книги, монографии, рукописи и другие ценные для науки предметы из личных собраний.

Здания и строения Московского университета

Изначально для университета было выделено здание, расположенное в самом сердце города, на Красной площади (сейчас эту территорию занимает Исторический музей). В конце XVIII века его переместили на Моховую. Это здание сгорело во время пожара 1812 года и было восстановлено только через 7 лет. В наши дни там находится факультет журналистики МГУ.

В начале XIX века Александр I своим указом изменил структуру университетского правления. Была введена должность ректора, которого выбирали на собрании Совета профессоров и утверждал сам император. С тех пор университет стал именоваться императорским.

После революции слово «императорский» было изменено на «государственный». А в середине XX века, во время празднования 185-летия со дня открытия университета, ему было присвоено имя выдающегося ученого XVIII века, стоявшего у истоков российской науки, - М. В. Ломоносова. Такой путь становления прошел Московский университет имени Ломоносова.

Высшее образование отличается от школьного в первую очередь фундаментальностью — другая методология преподавания, другая схема оценки знаний учащегося — и, конечно же, совершенно другая жизнь самих студентов, которые давно перестали быть детьми, но и совсем уж взрослыми их назвать не получается. Так ли обстояли дела столетие-другое назад и как выглядели самые первые университеты? Где они возникли и что тогда было принято изучать?

Самый первый университет — Константинопольский

Традиционно историю университетов принято отсчитывать с XII века — и рассматривать в контексте западноевропейской традиции. Однако самое первое учебное заведение, которое полностью может соответствовать университетскому уровню, появилось в середине IX века — это Константинопольская, или Магнаврская школа, которая просуществовала до 1453 года.

Этот университет был основан на базе еще более ранней школы, и в нем преподавались философия, риторика, медицина и юриспруденция. К моменту его закрытия в Западной Европе уже существовало большинство университетов, которые действуют и в наши дни.

Первые университеты Западной Европы

В Западной Европе высшие учебные заведения были совсем не такими, как сейчас, в момент своего зарождения — который, кстати, невозможно точно установить, поскольку университеты изначально имели к образованию очень отдаленное отношение (скорее, это были коммуны, образованные по языковому или другому признаку) — куда больше эти общественные группы и поселения походили на религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии. Этот эволюционный процесс происходил естественным образом вокруг отдельных кафедральных и монастырских школ в конце XI — начале XII веков.

Принципы формирования первых университетов

Именно таким образом возникли, например, Парижский университет в 1200 году (он вырос из богословской школы, к которой далее присоединились медицинская и юридическая школы), Неапольский в 1224 году, Оксфордский в 1206-м, Кембриджский в 1231-м, Лиссабонский — в 1290 году. Официальное рождение университета подтверждалось привилегиями — особыми документами, которые были подписаны римскими папами или вельможами высокого ранга. Эти документы определяли университетскую автономию — собственный суд, локальное управление, право дарования ученых степеней.

Студенты были освобождены от военной службы и некоторых других форм обязанностей. Университеты начали появляться очень быстро — если в XIII веке их было всего 19 по всей Европе, то уже через столетие к ним прибавилось еще 25. Открыть университет было довольно просто: порой городская община просто обозначала минимум студентов, при наличии которых соглашалась оплачивать нанятого профессора, а затем — и последующих. На скамьях Сорбонны в разное время можно было увидеть мужчин совершенно разных возрастов и сословий из разных стран, иногда аудитория для лекций была обычным амбаром, а слушатели вольготно располагались на соломе вместо скамей.

Церковь и университеты

Во времена средневековья церковь старалась удерживать университетское образование под своим покровительством, главным предметом очень долго оставалось богословие, а преподавателями были в основном представители монашеских орденов — тем не менее обстановка царила весьма демократичная, так что образование было скорее светским.

Университеты могли перемещаться — если в окрестностях возникали эпидемии опасной болезни, голод или вспыхивала война, весь университет просто перебирался в соседний город или даже страну.

Ваганты и “Гаудеамус”

Порядок записи в университеты был вполне условным, студенты снимали каморки поблизости, нищенствовали, странствовали — к XIV веку возникла особая категория постоянно кочующих с места на место (и из университета в университет) студентов, которые назывались вагантами, менестрелями, или голиардами. Многие из них превращались в настоящих разбойников и теряли моральный облик, но из них же выросло немало подвижников образования и науки.

Поскольку преподавание в первых университетах долго велось на латыни, бродячие студенты отлично владели этим языком и совершенно спокойно могли общаться между собой. Ваганты зародили целую культуру стихов и песен — в частности, некоему анонимному перу одного из них принадлежит и знаменитый гимн “Гаудеамус”, который столетиями поют студенты всех университетов во всех странах мира. Этот гимн прославляет молодость и торжество свободы: “Итак, будем веселиться, пока мы молоды! После приятной юности, после тягостной старости нас возьмет земля” — и далее семь куплетов в таком примерно духе. Гимн передавался устно в течение нескольких веков, поэтому насчитывает несколько вариантов.

Возникновение факультетов или колледжей

Изначально и студенты, и преподаватели объединялись в национальные землячества — нации или коллегии, которые во второй половине XIII века трансформировались в факультеты или колледжи. Представители факультетов — деканы — выбирали официального главу — ректора, часто эта должность давала годовые полномочия. Позже демократия постепенно закончилась и главные должностные лица стали назначаться местными властями.

Факультеты присуждали ученые степени — иногда выпускников, подобно рыцарям, громко называли титулами наподобие “граф права”. Содержание обучения определялось семью свободными науками. Например, на факультете искусств читали сочинения Аристотеля по логике, физике, этике и метафизике — некоторые труды переводились на ходу с арабского и греческого языков и бурно обсуждались в процессе.

Специализация университетов

Постепенно усиливалась и специализация высших учебных заведений — например, парижский университет охотно выпускал знатоков теологии и философии, Оксфордский университет славился преподаванием канонического права, Орлеанский же — гражданского права. В университете Монпелье было очень сильно преподавание медицины, в университетах Испании существовали очень серьезные математическая и естественнонаучная школы, а в университетах Италии подробно и глубоко изучали римское право.

Первый университет в России

В Российской империи первый университет появился через 600 лет после открытия Болонского — в 1755 году. По какой-то странной причине, хотя совсем рядом — в Праге, Львове, Кракове — университеты процветали, никому из царей в голову не приходило озаботиться высшим образованием. Это удалось только самоучке Михайле Ломоносову, пришедшему пешком, в лаптях, бог весть откуда и убедившего императрицу Елизавету Петровну своим энтузиазмом и конкретными инициативой и планом.

Указ царствующей особы был подписан 25 января, в День Святой Татьяны, которая и стала покровительницей всех российских студентов. Предусматривалось создание трех факультетов, десяти кафедр и двух гимназий. Срок обучения составлял тогда всего три года, а сам университет находился в ведении Сената. Сейчас Московский университет носит имя своего создателя — Ломоносова, сегодня это учебное заведение, входящее в сотню самых сильных вузов мира.